Вторник, 17.10.2017, 05:05
Приветствую Вас Гость



Главная » Статьи » СССР » Бомбардировщики

Ил-2
К эскизному проектированию бронированного штурмовика С.В.Ильюшин, в то время начальник 1 Главного управления НКОП, приступил в 1937 году. Этому предшествовало 3 года теоретических изысканий. 27 января 1938 года он направил на имя Сталина докладную записку, в которой попросил освободить его от должности начальника главка и официально поручить ему разработку такого самолёта. Через несколько дней его просьба была удовлетворена и Ильюшин приступил к разработке штурмовика, получившего обозначение ЛТ-АМ-34ФРН ("летающий танк" с двигателем АМ-34ФРН). В мае постановлением правительства самолёт был включён под обозначением БШ-2 (заводское ЦКБ-55) в план опытного строительства на 1938 год.

В короткий срок были произведены расчёты и выполнены чертежи. 2 февраля 1939 года комиссия во главе с начальником ВВС РККА А.Д.Локтионовым утверждила эскизный проект и макет самолёта. Так как двигатель АМ-34ФРН к этому времени уже сняли с производства, было решено установить АМ-35, имевший к тому же большую взлётную мощность. 16 февраля на заводе №39 началась постройка 2 опытных образцов. Первые 2 экспериментальных бронекорпуса были изготовлены на заводе им. С.Орджоникидзе в Подольске. Авиационная броня АБ-1 для них была разработана в ВИАМ под руководством С.Т.Кишкина и Н.М.Склярова. В мае были получены двигатели АМ-35 и 1 июля первый ЦКБ-55 был готов. 2 октября 1939 года лётчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял его в воздух. 30 декабря Коккинаки поднял в воздух второй прототип. Испытания продолжались до 26 марта 1940 года. По их результатам было принято решение после устранеия недостатков выпустить небольшую партию самолётов БШ-2 для проведения войсковых испытаний.

Для увеличения дальности полёта и всвязи с установкой более мощного двигателя АМ-38, потреблявшего больше горючего, потребовалось установить на самолёте дополнительный топливный бак на 200 л. Самым простым решением было разместить нго на месте стрелка (вопреки распространённому мнению это было сделано по инициативе самого КБ, постановлений правительства или приказов НКАП на этот счёт не было). Для разботки двухместного варианта с АМ-38 возможности не было, так как КБ было загружено работами по доводке бомбардировщика ДБ-3Ф. Для улучшения продольной устойчивости двигатель сместили на 50 мм вперёд, увеличили стреловиднось крыла на 5° и площадь стабилизатора. Одноместный ЦКБ-57 совершил первый полёт 12 декабря 1940 года. Испытания заняли 10 дней. Ещё до окончания испытаний, 14 декабря, вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о начале массового производства самолёта. Приказ НКАП №739 поручал Воронежскому авиазаводу №18 в течение 1941 года изготовить 1200 штурмовиков Ил-2, а приказ №785 - Московскому заводу №24 2000 двигателей АМ-38. 7 января и 14 февраля 1941 года вышли приказы НКАП, предусматривавшие производство Ил-2 уже на 4 заводах (№№ 18, 35, 380, 381). 1 марта начались заводские испытания первого серийного Ил-2. До начала войны (точнее к 20 июня) успели выпустить 174 самолёта, из них в войска поступило только 18 (по другим данным 15). Первый полк (4 шап), полностью вооружённый самолётами Ил-2 (65 шт.), вылетел на фронт только 26 июня 1941 года.

Ил-2 Ил-2 представлял собой свободнонесущий низкоплан. Основной идеей самолёта было эффективное сочетание веса, брони, оружия и скорости. Ильюшин решил включить броню в силовую схему конструкции. Был разработан обтекаемый бронекорпус (масса 700 кг), полностью закрывающий двигатель и кабину лётчика (с конца 1944 года выпускался удлинённый бронекорпус, закрывавший и кабину стрелка). Передняя часть бронекорпуса воспринимала все нагрузки от двигателя, центральная - от узлов крепления крыла, хвостовой части фюзеляжа, экипажа и оборонительной пулемётной турели. Толщина стенок гетерогенной брони варьировалась от 4 до 7 мм. Для остекления кабины впервые в СССР применено бронестекло (марки Т-4). Хвостовая часть фюзеляжа представляла собой выклееный из шпона полумонокок. Консоли крыла деревянные. С весны 1944 года начали устанавливаться металлические консоли со стреловидностью 15° по передней кромке. Силовая установка состояла из поршневого двигателя водяного охлаждения АМ-38 (с января 1943 года АМ-38Ф) конструкции А.А.Микулина с трёхлопастным винтом ВИШ-22 (с 1943 года АВ-5Л-158). Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. В зимний период могли устанавливаться лыжи. Топливные баки протектированные. Предусмотрена возможность подвески ПТБ. Вооружение самолёта состояло из 2 пушек ВЯ-23 конструкции А.А.Волкова и С.Я.Ярцева (на самолётах ранних выпусков устанавливались пушки ШВАК, МП-6 и СГ-23), 2 пулемётов ШКАС, 8 реактивных снарядов РС-82 или РС-132 (в строевых частях их количество иногда увеличивали до 24). Неоднократно делались попытки установить пушки более крупного калибра: 37 или 45 мм. В двухместном варианте для защиты задней полусферы устанавливался пулемёт УБТ. Самолёт мог нести 400-600 кг бомб.

Существовали следующие модификации:

ЦКБ-55 (БШ-2) - двухместный прототип. Отличался двигателем АМ-35. Разработан в 1938 году. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 2 октября 1939 года.
ЦКБ-55П - прототип серийного самолёта (одноместного). Отличался кконструкцией фонаря кабины и бронекорпуса. Переоборудован в 1940 году из ЦКБ-55 №2. Первый полёт 29 декабря 1940 года.
ЦКБ-57 - прототип одноместного штурмовика с двигателем АМ-38. Переоборудован в 1940 году из ЦКБ-55 №1. Первый полёт 12 декабря 1940 года.
Ил-1 - истребитель (опытный). Отличался одноместной кабиной, двигателем АМ-42 с винтом АВ-5Л-24, цельнометаллическим крылом. Изготовлен весной 1943 года.
Ил-2 одноместный - первый серийный вариант. Выпускался с марта 1941 по февраль 1943 года.
Ил-2 двухместный. Отличался наличием кабины стрелка за пределами бронекорпуса с пулемётом УБТ, форсированным двигателем АМ-38Ф. Выпускался с октября 1942 по май 1945 года на заводах №№ 1, 18, 30.
Ил-2 - опытный на гусеничном шасси конструкции Чечубалина. Изготовлен в августе 1942 года.
Ил-2 - опытный с огнемётом АОГ конструкции ГСКБ-47. Изготовлен в августе 1942 года.
Ил-2 - опытный с 2 дополнительными пушками ШФК-37 под крылом. Разработан в 1941 году. В сентябре 1942 года на заводе №18 изготовлено 9 самолётов (одноместных).
Ил-2 - опытный с 2 крыльевыми пушками НС-45. Изготовлен в сентябре 1943 года.
Ил-2 - опытный с турелью МВ-3. Изготовлен в мае 1943 года на заводе №18.
Ил-2 - опытный с турелью УБШ. Изготовлен в марте 1944 года на заводе №30.
Ил-2 - опытный с четырёхлопастным винтом. Изготовлен в сентябре 1944 года.
Ил-2 - противотанковый. Отличался 37-мм пушками НС-37. Мог брать на борт 192-220 кумулятивных бомб ПТАБ-2,5-1,5. Выпускался с 1943 года на заводе №30. Изготовлено около 1200 самолётов.
Ил-2 М-82 (Ил-4) - опытный с двигателем воздушного охлаждения. Отличался двигателем М-82 (АШ-82) с воздушным винтом АВ-5В, двухместной кабиной экипажа. В июле 1941 года на заводе №39 переоборудован 1 самолёт. Первый полёт 8 сентября 1941 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки).
Ил-2 М-82ИР - опытный с двигателем М-82ИР (М-82 112И). Первый полёт 20 февраля 1942 года (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков). Предполагалось серийное производство на заводе №381, но к этому времени было налажено производство двигателей АМ-38, а М-82 потребовались для выпуска истребителей Ла-5.
Ил-2 М-250 - штурмовик с двигателем М-250 конструкции КБ-2 МАИ (проект). Разработан в 1943 году.
Ил-2 Ил-2бис - опытный с полностью бронированной кабиной стрелка. Изготовлен в сентябре 1942 года на заводе №1. Первый полёт 6 октября 1942 года (лётчик-испытатель А.К.Долгов).
Ил-2И - истребитель бомбардировщиков (опытный). Отличался двигателем АМ-38Ф, одноместной кабиной, облегченной конструкцией. Вооружение состояло из 2 пушек ВЯ и 2 бомб ФАБ-250 на внешней подвеске. Изготовлен в августе 1943 года.
Ил-2КР - корректировщик-разведчик. Отличался радиостанцией РСБ-3бис и фотокамерой АФА-И. Первый полёт 27 марта 1943 года. Выпускался с апреля 1943 года на заводе №30.
Ил-2У (УИл-2) - учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением. С апреля 1943 по июнь 1946 года изготовлено 1211 самолётов.

В начале войны одноместные Ил-2 несли большие потери, особенно от атак вражеских истребителей сзади. Проблему защиты штурмовика с задней полусферы пытались оешить установкой в задней части фюзеляжа пулемётов, стреляющих назад. В августе 1942 года в НИИ ВВС прошли испытания двух Ил-2 с пулемётами ШКАС и УБТ, но в серию они не пошли. Летом 1942 года в строевых частях началась переделка одноместных самолётов в двухместные (переоборудовано около 1200 самолётов). В октябре двухместный вариант был запущен в серийное производство (двухместные и одноместные Ил-2 до начала 1943 года выпускались параллельно).

Из-за больших потерь, особенно в начальный период войны, среди молодых лётчиков бытовало мнение, что лётчик-штурмовик - это смертник. Однако опытные лётчики смело вступали в бой с истребителями противника. Например, 3 сентября 1942 года под Сталинградом командир эскадрильи 694 шап капитан Виноградов в одиночку вступил в бой с 4 Me-109F и сбил двух из них. Ил-2 обладал в 2 раза меньшим радиусом и в 1,5 раза меньшим временем виража, чем Me-109. Стоило штурмовику резко сбросить скорость, как атакующий сзади "мессер" проскакивал вперёд, а залп пушек ВЯ разносил его в щепки (по этой причине атаковать илы в лобовую немцы вообще не осмеливались). Именно таким способом лётчик 299 шад лейтенант Кальчик сбил 2 Me-109 в воздушном бою в районе города Ливны 5 февраля 1943 года. Среди лётчиков-штурмовиков были такие, кто одержал по 5 и более побед (в истребительной авиации лётчик, сбивший 5 самолётов, считался асом). Бывали даже случаи, когда из-за нехватки истребителей на прикрытие бомбардировщиков посылали Ил-2.

Производство Ил-2 продолжалось до 1945 года, когда его сменил цельномелаллический штурмовик Ил-10. К середине 1943 года выпуск штурмовиков достиг 40 штук в сутки. Всего на 4 заводах изготовлено 36163 самолёта Ил-2. Это самый массовый советский самолёт времён Второй мировой войны.

Первое боевое применение штурмовика состоялось 27 июня 1941 года на Западном фронте, когда в 19.40 пятёрка Ил-2 из 4 шап нанесла удар бомбами и РСами по колонне немецких танков на Слуцком шоссе в районе Бобруйска. Позже применялся на всех фронтах до конца войны. В августе 1945 года участвовал в войне с Японией. Основной задачей Ил-2 была штурмовка войск противника, но он использовался и как разведчик, и как истребитель (особенно противв бомбардировщиков и транспортных самолётов). На Ил-2 во время войны воевали лётчик-космонавт Г.Т.Береговой, главком ВВС в 1984-1990 годах маршал авиации А.Н.Ефимов, маршал авиации И.И.Пстыго.

На Ил-2 совешили тараны: Драченко И.Г., Дроздов С., Литвинов Ф.И., Новиков П.С., Палагин В.С., Печёнов Н.Н., Самохвалов И.И., Щербинин А.Я.; экипажи: Битюков И.В., стрелок; Воловодов Б.Н., Быков В.Л.; Давыдов Н.Серг., стрелок; Иванников П.П., Сорокалетов А.Е.; Колодий М.П., Алёхин Е.Е.; Удальцов Е.Г., Румянцев; Чечелашвили О.Г., Петров П.


Боевой прием «круг»

Во время боев на ближних подступах к Сталинграду, в начале сентября 1942 года, советское командование сосредоточило на этом направлении 240 штурмовиков Ил-2. В середине сентября бои шли уже в самом городе, и штурмовикам пришлось в прямом смысле принимать участие в уличных боях за Сталинград. Летчики находили среди городских развалин дома и улицы, занятые немцами и наносили по ним штурмовые удары. Это было особенно сложно, так как требовало от летчиков высокого мастерства и умения находить нужную цель в дыму пожаров, и в лабиринте улиц. А поскольку соприкосновение войск было очень тесным, и обстановка часто менялась, то существовала постоянная угроза ударить по своим.

Во время Сталинградской битвы уже упоминавшийся нами старший лейтенант Иван Пстыго командовал эскадрильей штурмовиков. В один из дней он получил приказ уничтожить немецкие танки, вклинившиеся в оборону наших войск в районе Саратовской и Коммунистической улиц. Задача осложнялась тем, что у летчиков отсутствовал подробный план города. Никто не мог точно указать, где расположены эти улицы. Необходимую карту привезли в последний момент прямо к самолетам, уже стоявшим на старте. Однако на месте танков не оказалось. Неужели ошибка? Нет, просто немцы укрыли свою бронетехнику в тени разрушенных домов, где она плохо просматривалась с воздуха, и штурмовики не сразу разглядели их. Но, обнаружив, построились в «круг«, и друг за другом обрушили свой удар на танки противника. Отсутствие зениток позволило советским летчикам сделать 8 заходов. Прорыв немцев был ликвидирован.

Осенью 1942 года на фронт стали поступать двухместные серийные Ил-2. 30 октября 1942 года в боях за Сталинград двухместные штурмовики из 8-й Воздушной армии (ВА) впервые приняли участие в боевых действиях, и воздушные стрелки заявили о 10 сбитых ими истребителях противника. Возможно, этот успех, как обычно на войне, был немного преувеличен. Но, может быть, и нет. До сих пор немцы привыкли безнаказанно расправляться с одноместными Ил-2, и оборонительный огонь стрелков мог оказаться для «мессершмиттов» роковой неожиданностью.

В первые дни советского наступления под Сталинградом (с 19 по 30 ноября) Ил-2 не смогли проявить себя должным образом из-за плохих погодных условий. В дальнейшем штурмовики увеличили свою активность. Причем, кроме обычной поддержки наступающих советских войск, они наносили удары по немецким аэродромам и даже привлекались к перехвату немецких транспортных самолетов, которые пытались доставить грузы окруженной под Сталинградом группировке Паулюса.

В сражении на Курской дуге принимали непосредственное участие три воздушные армии: 2-я ВА Воронежского фронта, 16-я В А Центрального фронта и 17-я ВА Юго-Западного фронта. Накануне сражения в составе всех трех армий находилось 837 штурмовиков Ил-2, из которых боеспособных насчитывалось 740 (соответственно по армиям: 2-я – 311/279; 16-я – 295/257; 17-я – 231/209). Кроме того, к боевым действиям особенно на завершающих этапах сражения, привлекались штурмовики 15-й ВА Брянского фронта и 5-й ВА резервного Степного фронта, то есть еще около 600 самолетов Ил-2.

Утром 5 июля 1943 года Ил-2 из 2-й и 17-й Воздушных армий нанесли удары по немецким аэродромам. Но из-за недостаточной подготовки эти действия советских штурмовиков не достигли своей цели. Ил-2 понесли большие потери, а урон, причиненный противнику, оказался невелик. Так, например, при налете 16 Ил-2 из 237-го шап на немецкий аэродром Основа было уничтожено на земле до 17 самолетов противника, но ценой потери 13 штурмовиков (10 летчиков).

На Курской дуге немцы применили для борьбы с Ил-2 несколько тактических новинок. Например, на своем переднем крае они стали постоянно держать самолеты-наблюдатели, которые, заметив соединения Ил-2, предупреждали наземные войска и вызывали по радио истребители-перехватчики. Таким образом, один из важных факторов успеха штурмовиков – внезапность – терялся. Другая новинка заключалась в том, что немецкие истребители Focke-Wulf Fw-190 атакуя штурмовики, вставшие в оборонительный круг, «закручивали» свой круг, но встречный и наступательный. Fw-190 не уступал Ил-2 в пушечном вооружении и был неплохо бронирован спереди. А будучи более маневренным самолетом, он выигрывал дуэль со штурмовиком на встречных курсах.

Надо сказать, что Fw-190 стал для советских штурмовиков Ил-2 не только сильным и опасным противником, но и концептуальным соперником. Командующий немецкой штурмовой авиацией Эрнст Куфер (Kupher), сам летавший на Ju-87, считал, что с 1943 года этот «юнкерс» больше нельзя использовать даже на Восточном фронте. В качестве примера он приводил свой собственный гешвадер (организационно – полк, но очень крупный, равный трем нашим авиаполкам), который за восемь месяцев боев потерял 89 экипажей. То есть почти весь свой личный состав. «Если это будет продолжаться еще год, – говорил Куфер, – результатом будет полный конец штурмовых частей... У меня есть эскадрильи с одним самолетом на вооружении». «С 5 июля 1943 года, – продолжал Куфер, – я потерял двух гешвадер-командиров, двух адъютантов групп и шесть штаффель-командиров, каждый из которых совершил более 600 боевых вылетов. Такой опыт уже не заменить... Мы не можем позволить себе терять тех немногих, кто остался».

Вместо Ju-87, из которого хороший штурмовик так и не получился, Куфер предлагал создать небольшой, одноместный, скоростной и маневренный самолет, способный обходиться без сопровождения истребителей. Немецкий офицер выступал против бронированных самолетов, приводя следующие доводы: «Мы создали «Тигр», «Пантеру», «Фердинанд» с сильнейшим вооружением и мощнейшим бронированием. Но с воздуха мы снова и снова видели, как под Курском, Орлом и Белгородом зенитные и противотанковые орудия останавливали их».

По мнению Куфера, вооружение нового штурмовика должно было состоять из 20-мм пушек и бомб не тяжелее 250 кг. А главной задачей штурмовой авиации, должна стать борьба с танковыми прорывами. Но для этого немецкий теоретик предложил атаковать не сами танки (это требовало особых самолетов и авиационного вооружения), а более уязвимые, но не менее важные колонны с топливом и боеприпасами, следующие в прорыв за танками.

Наиболее подходящим самолетом на роль штурмовика Куфер считал истребитель Fw-190. Его двигатель воздушного охлаждения был менее уязвим в бою и, кроме того, самолет отличался бронированием маслорадиатора. Видимо, выступая противником брони, Куфер все же немного лукавил. Или его теорию небронированных штурмовиков в люфтваффе разделяли далеко не все. Во всяком случае, появившиеся весной–летом 1943 года штурмовые версии «Фокке-вульфа» оказались обвешены дополнительной броней.

Под фюзеляжем Fw-190F можно было подвесить одну 250-кг или 500-кг бомбу, а под крылом еще четыре бомбы по 50-кг или две дополнительные 30-мм пушки. Основное стрелковое вооружение состояло из двух 7,9-мм пулеметов и двух 20-мм пушек. Утяжеленный броней Fw-190F-3 обладал меньшей максимальной скоростью, чем его собратья-истребители, но все же довольно высокой для штурмовика. С 250-кг бомбой самолет достигал 524 км/ч у земли и 592 км/ч на высоте 5500 метров. (Кстати, одноместный Ил-1 разгонялся у земли до 525 км/ч, правда без бомб, но полностью бронированный. Вполне сопоставимые цифры!) Всего было выпущено около 600 «Фокке-вульфов» штурмовиков. Это не идет ни в какое сравнение с десятками тысяч Ил-2. Но немецкая авиация в то время полным ходом развивалась в сторону универсальных многоцелевых боевых самолетов. Поэтому другие модификации «Фокке-вульфа» с таким же успехом могли использоваться, как легкие бомбардировщики и штурмовики. Сравнивать их с Ил-2 можно лишь условно. Перед нами две различных концепции, два различных решения одной и той же задачи. И каждое решение имело свои положительные и отрицательные стороны...
Категория: Бомбардировщики | Добавил: admin (14.07.2013)
Просмотров: 2226 | Теги: ссср, Штурмовик, Ил-2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вторник
17.10.2017
05:05





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи посетившие сайт за текущий день

Категории раздела
Истребители [2]
Бомбардировщики [3]
Штурмовики [2]
Морские [0]
Транспортные [0]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 11
...
Поиск
Статистика