Вторник, 17.10.2017, 05:05
Приветствую Вас Гость



Главная » Статьи » Польша » Бомбардировщики

PZL.23 Karas
Самолёт разрабатывался в 1931—1932 гг. под руководством инженера Станислава Прауса. По плану, машина должна была проводить разведку территории и при удобном случае бомбить вражеские войска. Она создавалась под влиянием истребителей Breguet XIX и Potez XXV. Первый прототип имел кодовое название PZL.23/I и изготавливался из металла. Оснащался британскими двигателями «PZL (Bristol) Pegasus».

PZL.23 Karas Испытания самолёта в 1934 году показали много проблем: неудачное расположение фюзеляжа, неверное расположение бомбового отсека и ограниченный радиус видимости пилота. Авиаконструкторы создали улучшеннные модели P-23/II и Р-23/III, изменив там расположения фюзеляжа и бомбовых отсеков, расширив радиус обзора из кабины. В 1935 году прошли очередные авиаиспытания, включавшие в себя и серьёзные исследования аэродинамики самолёта. Однако после доработки поляки посчитали мощность двигателя недостаточной и начали закупать новые двигатели «PZL (Bristol) Pegasus IIM2» с мощностью 670 л.с.

Вскоре второй прототип разбился во время испытаний, а экипаж погиб. Третья модель послужила как раз образцом для создания машин. В 1936 году началось серийное производство самолётов, и за первый год поляки собрали 40 бомбардировщиков PZL.23A. Однако двигателей не хватало, что вынудило поляков закупить снова британские двигатели с более высокой мощностью (710 л.с.). С 1936 по 1938 было произведено итого 240 машин новой модификации PZL.23B, предназначенной для бомбардировок. После этого из состава ВВС Польши были выведены устаревшие Breguet XIX и Potez XXV. В то же время новые самолёты использовались и для тренировок.
Самой лучшей модификацией авиамашины был самолёт PZL.43 с мощным двигателем компании Gnome-Rhone, который позволял развивать скорость до 365 км/ч и вести огонь из двух пулемётов. Болгария закупила как раз 12 самолётов PZL.43 с двигателем Gnome-Rhone 14KFS (мощностью 900—930 л.с.) и 42 самолета PZL.43A с двигателем Gnome-Rhone 14N01 (мощность 950—1020 л.с.). 36 машин были доставлены в Болгарию перед началом Второй мировой войны.

Порядка 100 пилотов на этих бомбардировщиках, видя поражение польских ВВС покинули свою страну и потом продолжили сражаться против Германии на стороне Антигитлеровской коалиции.


На 1 сентября 1939 года, в составе единственной Бомбардировочной Бригады, польская авиация располагала 116 бомбардировщиками типа P.Z.L. P.23B, часть из которых находилась в ремонте. Распределение по авиационным частям было следующим :
42-я РАЭ ВВС армии «Поморже» - 10
34-я РАЭ ВВС армии «Познань» – 10
55-я ЛБАЭ Бомбардировочной Бригады – 10
1-я и 2-я эскадрильи Бомбардировочной Группы II ВВС армии «Лодзь» - 20
32 РАЭ эскадрильи Бомбардировочной Группы II ВВС армии «Лодзь» – 10
4-я и 5-я эскадрильи Легкобомбардировочной Группы IV – 20
24 РАЭ Бомбардировочной Группы XV – 10
41-я РАЭ армии «Модлин» - 10
51-я РАЭ Оперативной Группы «Нарев» - 7
31-я РАЭ Смешанной Группы армии «Карпаты» - 9
Кроме того 50 бомбардировщиков находилось в резерве.

Интересно, что в ряде источников указывается о существовании Бомбардировочной Бригада Верховного Командующего (ББВК), использовавшейся наиболее интенсивно и насчитывавшая 36 бомбардировщиков Р.37 и 50 бомбардировщиков Р.23. Это соединение было в краткие сроки сформировано 24 августа и уже через три дня его начали разворачивать на аэродромах постоянного базирования. По всей видимости, в подчинение этого подразделения входили некоторые из выше перечисленных эскадрилий.
Поскольку в первые дни войны связь с главным штабом оказалась нарушенной четко определить цели для самолетов бомбардировочной авиации командование не смогло. Активные боевые действия начались только с 2 сентября, когда бомбардировщики Р.23 и Р.37 из состава ББВК нанесли удар по немецким колоннам вблизи н\п Ченстхова, Клобука и Хербы. Воздушный налёт, организованный поляками, стал неожиданным для немцев и по признанию некоторых офицеров вермахта бомбардировщики нанесли им серьёзный урон. С 3 по 5 сентября включительно бомбардировщики непрерывно штурмовали части прорвавшегося XVI корпуса генерала Эриха Гопнера, создавшего угрозу окружения польских сил в этом районе. Командование ББВК решило нанести бомбовый удар по немцам на северном фланге армии "Prusy” у района г.Петриков Трыбунальский. Одновременно, 4 сентября, удары были нанесены у н\п Радомско и Велун (в сумме порядка 10 боевых вылетов) для атаки 13 моторизованной дивизии вермахта. Надо отметить, что оба типа бомбардировщиков использовались очень интенсивно. Первые боевые вылеты показали, что пологое бомбометание не приносит большого вреда войскам противника и в последующих налетах часто практиковалась атака на бреющем полете, причем приоритетными целями стали немецкие танки, хотя их броня была не чувствительна к пулеметным пулям. Вопреки расхожему мнению о больших потерях в первые дни войны в течении 3-5 сентября поляки потеряли всего 11 бомбардировщиков, из которых только три были Р.23. Вряд ли такое количество уничтоженных самолётов следует признать большим, особенно учитывая эффект от авианалётов при отсутствии истребительного прикрытия и сильного огня с земли.
И все же натиск немцев был слишком силен - 6 сентября поляки отошли за реки Висла, Нарев и Сан, а 9 сентября фронт полностью рухнул. Польская армия начала отступление (местами хаотичное), что создало явную угрозу аэродромам ББВК. Самолёты срочно перебросили на запасные аэродромы Влодимерец, Вегров, Люков и Радзин. Пока осуществлялась эвакуация и перегруппировка сил немецкие танки вошли в глубокий тыл польской армии, фактически разбив её на несколько не связанных друг с другом очагов сопротивления. На организацию подготовленного контрудара времени просто не оставалось и бомбардировщики лишь периодически привлекались для бомбардировок немецких войск и н\п Розан, Вышков и Брок. С 10 сентября ББВК выполняла спорадические налеты на южном участке фронта, причем в некоторых вылетах участвовало по одному самолёту. В конце концов остатки ББВК разместились на аэродромах Владимир Волынский, Гнойно, Величко, Фалениче и Холопоче, откуда с 12 по 16 сентября они совершили последние боевые вылеты в район н\п Радымно, Краковец, Ярослав, Замош и Хрубешов.
На тот момент потери среди самолётов ББВК составили 26 бомбардировщиков Р.37 и 59 Р.23 (возможна ошибка, либо состав Бомбардировочной Группы пополнялся за счет учебных эскадрилий и оперативного резерва) при потере 108 членов экипажа – таким образом, число боеготовых Р.23 сократилось фактически до нуля. Некоторое количество самолётов было потеряно на аэродромах и в результате лётных происшествий. В противовес этому экипажами бригады было сделано 230 боевых вылетов, в ходе которых было сброшено 17 000 кг бомб и сбито 7 истребителей противника.
Количественный состав бомбардировщиков Р.23 продолжал сокращаться не только в боевых условиях (бомбардировщики воевали по всему фронту), но и из-за банальной нехватки запасных частей и топлива. Часть самолётов пришлось бросить на аэродромах, так как эвакуировать их не представлялось возможным. И все же большая часть Р.23 погибла в бою. Сбить тихоходный самолёт опытному немецкому пилоту не представляло особого труда. К примеру, в течении 14 сентября гауптман Й.Гентцен сбил четыре польских Р.23, что было признано лучшим достижением за всю польскую кампанию (с другой стороны, такой результат вряд ли можно считать "достижением” – уничтожить четыре устаревших бомбардировщика со слабым оборонительным вооружением совсем не подвиг). Даже пилоты немецких бомбардировщиков не брезговали атаковать медленно летящий Р.23. По польским данным к 17 сентября 1939 года в летном состоянии находилось не более 50 самолётов, а из 116 (по другим данным – 117 или 120) боевых бомбардировщиков было уничтожено 112. Единичные экземпляры достались как немецким, так и советским войскам, но в состав Luftwaffe и ВВС РККА они не вошли. Эти самолёты требовали небольшого ремонта, а их характеристики совершенно не соответствовали требованиям, предъявляемым к легким фронтовым бомбардировщикам образца 1939 г., поэтому P.Z.L. P.23 попали только в учебные части.

Приказ об эвакуации в Румынию, отданный ночью 17 сентября касался всех самолётов, способных подняться в воздух (кроме отдельных машин, оставленных для прикрытия) и за следующие сутки на румынскую территорию успели перелететь 11 бомбардировщиков Р.23В и 20 учебных бомбардировщиков Р.23А. "Сбежав” в Румынию польские пилоты и их бомбардировщики были интернированы. Большого интереса Р.23 для румынских ВВС не представлял и потому почти все машины были вскоре переданы в состав учебных эскадрилий, где они и оставались до 1943 года.
Категория: Бомбардировщики | Добавил: admin (13.10.2013) | Автор: Damir
Просмотров: 1138
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вторник
17.10.2017
05:05





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи посетившие сайт за текущий день

Категории раздела
Истребители [1]
Бомбардировщики [1]
Штурмовики [0]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 11
...
Поиск
Статистика