Вторник, 26.09.2017, 21:07
Приветствую Вас Гость



Главная » Статьи » Япония » Истребители

Mitsubishi A6M Zero
Messerschmitt Bf.109
Первый прототип A6M1 был закончен в марте 1939 года. Он оснащался двигателем Mitsubishi Zuisei 13 мощностью 780 л.с. (580 кВт) и двухлопастным воздушным винтом с изменяемым в полете шагом. Впервые поднялся в воздух 1 апреля 1939 года и удивительно быстро прошёл все тесты. В сентябре он был передан флоту для тестирования под обозначением «Палубный истребитель A6M1 тип 0» лишь с одним значительным замечанием — заменить воздушный винт на трехлопастной, чтобы избавиться от излишней вибрации.

Новая машина, отличавшаяся мощным вооружением (две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемета), должна была на высоте 4000 м развивать максимальную скорость не ниже 500 км/ч, а продолжительность полета с дополнительным топливным баком должна была составлять 6-8 ч. При этом по своей маневренности она не должна была уступать истребителю А5М.

Такие требования на "Накадзиме" сочли невыполнимыми, и от участия в конкурсе эта фирма отказалась. Специалисты концерна "Мицубиси" были в то время заняты разработкой бомбардировщика по спецификации 11-Си и также особого энтузиазма по отношению к новому проекту не проявили - шансы выполнить поставленные условия казались минимальными. Тем не менее руководство "Мицубиси" решило рискнуть, и для создания нового истребителя был организован конструкторский коллектив из лучших специалистов во главе с Дзиро Хорикоси

В конце апреля 1938 года эскизный проект был одобрен представителями заказчика, и на заводе "Мицубиси" в Нагое начали готовиться к постройке прототипов. При их изготовлении впервые был использован новый сплав "экстра супер дюралюминий", который был разработан компанией "Сумитомо" и обладал на 40% большей, чем американские аналоги, прочностью на растяжение.

Для снижения веса машины была применена интегральная конструкция фюзеляжа и крыльев. Бронирования кабины пилота не предусматривалось, а вместо использовавшихся на европейских и американских самолетах протестированных топливных баков были применены легкие и простые баки из фанеры. В дальнейшем это стало главным недостатком удачного в целом самолета. Фюзеляж представлял собой цельнометаллический полумонокок с работающей обшивкой. конструктивно состоящий из двух секций Низкорасположенное крыло А6М имело цельнометаллическую двухлонжеронную конструкцию.

Первый прототип, которому было присвоено обозначение А6М1, был готов к февралю 1939 года, и 1 апреля летчик-испытатель компании "Мицубиси" Кацузо Сима поднял его в воздух с аэродрома в Кагамигахара. 25 апреля была достигнута максимальная скорость полета - 491 км/ч, что несколько уступало требованиям. В связи с этим Кайгун Коку Хомбу потребовал на третьем прототипе вместо двигателя Мицубиси Cуйсей 13 мощностью 780 л.с., установить 940-сильный мотор Накадзима Сакае 12. В июле к летным испытаниям прототипа приступили военные летчики. Они не выявили каких-либо существенных недостатков, а проявлявшуюся в полете вибрацию удалось устранить путем замены двухлопастного воздушного винта новым - трехлопастным. Испытания были в самом разгаре, когда 11 марта 1940 года второй прототип во время полета неожиданно развалился в воздухе, а его пилот погиб. Продувка в аэродинамической трубе выявить причину катастрофы не позволила, но это обстоятельство не привело к задержке программы, поскольку в это время уже шли испытания третьего прототипа, получившего обозначение А6М2, который впервые поднялся в воздух 28 декабря 1939 года. Благодаря более-мощному двигателю, он продемонстрировал характеристики, которые превзошли все ожидания.
В июле 1940 года квалификационные испытания на борту авианосца "Kara" были успешно завершены, и 31 июля новый самолет был принят на вооружение под официальным обозначением "Палубный истребитель флота Тип 0 Модель 11" (А6М2 Модель 11). Позднее истребитель получил большую известность под краткими обозначениями: японским "Рейсен" (сокращение от Rei Sentoki - истребитель 0) и англоязычным "Зеро".

Messerschmitt Bf.109

Единственным прямым следствием катастрофы со вторым прототипом стала задержка испытаний опытной партии из 15 самолетов в Китае в боевых условиях, которые первоначально планировалось проводить в мае 1940 года.

Первый боевой вылет воевавшие в составе 12-го смешанного кокутай истребители совершили 19 августа 1940 года, а первые победы были одержаны 13 сентября, когда 13 А6М2 столкнулись с крупным соединением китайских истребителей. В скоротечном бою японцы сбили 27 военных самолетов второй мировой войны И-152 и И-16 советского производства.

Всего до вступления Японии во вторую мировую войну "Рейсены" одержали 99 воздушных побед. При этом собственные потери составили всего две машины, которые были сбиты огнем зенитной артиллерии. В небе Китая "Рейсенам" равных просто не было.


Модификации


A6M1

Первый прототип A6M1 был закончен в марте 1939 года. Он оснащался двигателем Mitsubishi Zuisei 13 мощностью 780 л.с. (580 кВт) и двухлопастным воздушным винтом с изменяемым в полете шагом. Впервые поднялся в воздух 1 апреля 1939 года и удивительно быстро прошёл все тесты. В сентябре он был передан флоту для тестирования под обозначением «Палубный истребитель A6M1 тип 0» лишь с одним значительным замечанием — заменить воздушный винт на трехлопастной, чтобы избавиться от излишней вибрации.
A6M2 модель 11

Во время тестирования флотом первых двух прототипов поступило предложение оснастить третий прототип двигателем Nakajima Sakae 12 мощностью 940 л.с. (700 кВт). Mitsubishi имела свой собственный двигатель этого класса — Kinsei, поэтому с неохотой пошла на это. В январе 1940 года первый A6M2 с двигателем Sakae 12 поднялся в воздух. Дополнительная мощность двигателя сильно улучшила характеристики самолёта по сравнению с первоначальными спецификациями.

Новая модель была столь многообещающая, что флот имел 15 построенных и переправленных в Китай самолётов прежде чем закончился полный набор тестов. Впервые A6M2 начали совершать боевые вылеты в августе 1940 года над провинцией Чунцин. Советские истребители И-16 и И-153, которые были серьёзной проблемой для A5M, для «Зеро» не представляли угрозы. Так, в одной схватке, 13 «Зеро» внезапно атаковав большую группу китайских И-15 и И-16, за полчаса, уничтожили 27 из них, без потерь для себя. После таких сообщений флот приказал запустить самолёт в серийное производство.

Отчёты о характеристиках «Зеро», поступавшие в США, не воспринимались всерьёз военным командованием, которое не верило в способность Японии построить такой самолёт.

Nakajima A6M2-N «Rufe»


В начале 1941 года началась разработка поплавкового самолёта на основе модели 11. Инженеры Nakajima убрали стойки шасси, установили большой подфюзеляжный поплавок с топливным баком внутри, на лонжероне закрепили два поддерживающих поплавка, увеличили площадь руля и добавили небольшой киль под фюзеляжем. 8 декабря 1941 года прототип совершил первый полёт. Принят на вооружение в июле 1942 года под обозначением «морской поплавковый истребитель тип 2 модель 11».

A6M2 модель 21

В ноябре 1940 года была представлена модификация со складывающимися на 500 мм законцовками крыла, что позволяло размещаться на авианосцах. Ранее это было невозможно, так как палубные подъёмники авианосцев японского флота не были приспособлены для самолётов с длиной крыла более 11 метров. 740 самолётов этой модификации были построены Mitsubishi и 800 Nakajima.

Также эта модель послужила основой для двухместного тренировочного самолёта A6M2-K, 508 единиц которого построили Hitachi и 21-й арсенал морской авиации в Сасебо.
A6M3 модель 32

В конце 1941 года Nakajima представила двигатель Sakae 21 мощностью 1130 л.с. (840 кВт) оснащенный двухступенчатым нагнетателем увеличивающим производительность на больших высотах. Из-за нагнетателя новый двигатель был несколько тяжелее и длиннее, что привело к смещению центра тяжести слишком далеко вперед. Было принято решение укоротить на 200 мм крепления двигателя к мотораме сдвигая его, таким образом, к кокпиту. Это повлекло уменьшение ёмкости главного топливного бака, расположенного прямо за двигателем, с 518 до 470 литров.

Другим важным изменением было удаление складывающихся законцовок крыла. Это дало гораздо больший эффект чем ожидалось изначально. Меньшая площадь крыла увеличила скорость вращения, а уменьшившееся лобовое сопротивление позволяло пикировать на скорости до 670 км/ч. С другой стороны уменьшились маневренность и дальность полета, что очень не нравилось пилотам и Штабу морской авиации. Меньший радиус действия внёс серьёзные ограничения во время кампании у Соломоновых островов в 1942 году.

Так же были увеличены магазины крыльевых 20-мм пушек, теперь они могли вмещать до 100 снарядов (ранее 60). Магазины выполненные в виде барабанов стали выступать за габариты крыла и были закрыты обтекателями.

Модель 32 начала производиться в апреле 1942 года. Всего построено 343 самолёта. В первое время военные США зарезервировали кодовое имя «Hamp» для этой модели прежде чем осознали что это всего лишь модификация «Зеро».
A6M3 модель 22

Из-за потери части авианосцев при острове Мидуэй самолётам приходилось действовать с сухопутных баз, летая на большие расстояния. Чтобы компенсировать уменьшившийся радиус действия модели 32 вновь стали использоваться складывающиеся законцовки крыла. Так же стали устанавливаться два дополнительных крыльевых топливных бака по 45 литров. Таким образом удалось достичь самой большой дальности полёта среди всех моделей «Зеро».

На некоторые самолёты (обозначались «модель 22а») ставились усовершенствованные пушки Тип 99 модель 2 модификация 3 с удлиненным стволом, и увеличенной скорострельностью. Ещё несколько прототипов, обозначавшихся «модель 22б», вооружались 30-мм пушкой Тип 5, но в серию не пошли из-за слабости конструкции крыла не выдерживающей отдачу столь мощных пушек.

Всего, с декабря 1942 года было произведено 560 самолётов этой модели.
A6M4

Два A6M2, оснащенные экспериментальной моделью двигателя Sakae с газотурбинным нагнетателем для использования на больших высотах, получили обозначение A6M4. В 1943 году за разработку модификации и тестирование этих двух прототипов взялся 1-й технический арсенал морской авиации в Йокосуке. Недостаток необходимых сплавов используемых в производстве газотурбинного нагнетателя сильно сказался на разработке, и она была свёрнута. Данные, полученные при разработке A6M4, в дальнейшем использовались при производстве более технологичного A6M5, и позволили ускорить его разработку, ведущуюся в то время Mitsubishi.

A6M5 — модификация A6M3 на который стали устанавливать крыло меньшего размаха — 11 метров (площадь 21,3 м²) с усиленной обшивкой, благодаря чему увеличилась скорость вращения и достигалась скорость 657 км/ч в пикировании. Так же была переработана система выхлопа — каждая пара цилиндров получила по выхлопному патрубку, вместо общего коллектора выхлопных газов — это дало несколько дополнительных км/ч к скорости. Чтобы раскалённые выхлопные газы не прожигали обшивку в районе патрубков её усилили стальным листом. Скорость самолёта возросла до 565 км/ч на 6000 метрах, став, таким образом, самой быстрой модификацией «Зеро». 
Новый «Зеро», обозначенный А6М5 модель 52, немного потяжелел, но зато его максимальная скорость на высоте 6000 м достигала 565 км/ч. Это было предельное значение скорости для истребителя, так как все последующие доработки машины вели к возрастанию ее веса и, соответственно, к снижению скорости.

А6М5а имел еще более усиленную обшивку крыла и две пушки «тип 99» с ленточным питанием (боезапас по 125 снарядов). А6М5b, кроме того, впервые получил бронезащиту пилота в виде 50-мм лобового бронестекла фонаря кабины. Фюзеляжные бензобаки в какой-то мере защитили противопожарной углекислотной системой. Мощность вооружения повысили путем замены одного 7,7-мм фюзеляжного пулемета на 13,2-мм крупнокалиберный пулемет «тип 3». Самой мощной огневой силой среди всех вариантов «Зеро» отличался А6М5с, у которого демонтировали и второй фюзеляжный 7,7-мм пулемет, а в плоскостях крыла рядом с 20-мм пушками разместили еще два 13,2-мм пулемета «тип 3». Таким образом, самолет располагал двумя 20-мм пушками и тремя 13,2-мм пулеметами. Среди других новшеств А6М5с были бронеспинка и бронезаголовник пилота, а также дополнительный 140-литровый протектированный бензобак за кабиной. Всего заводы построили около 6000 А6М5 разных модификаций.
А6М5 поступил в серийное производство осенью 1943 года, когда американцы уже применяли на Тихом океане палубный истребитель «Хеллкэт». Последний превосходил модернизированный «Зеро» по всем статьям, кроме маневренности и скороподъемности на небольших высотах. В воздушных боях А6М все чаще становился жертвой, чем охотником. Это наглядно продемонстрировало последнее крупное сражение авианосцев в Филиппинском море в июне 1944 г., где японцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 92% своих самолетов (в том числе около 200 А6М5), а также много опытных летчиков. Тем не менее выпуск явно устаревших «Зеро» продолжался, и в последний период войны их использовали в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков, способных нести бомбу весом до 250 кг. В таком виде эти самолеты нашли широкое применение в подразделениях камикадзе. Всего было построен 1701 самолёт.


Варианты

A6M5a «Kou» — устанавливались пушки Тип 99-II Мк 4 с ленточным питанием по 125 снарядов.
A6M5b «Otsu» — первая модель получившая 50-мм лобовое бронестекло. Фюзеляжные баки оснащались системой пожаротушения. Один 7,7-мм пулемёт заменили на 13,2-мм пулемёт Тип 3.
A6M5c «Hei» — оставшийся 7,7-мм пулемёт демонтировали. В крыле, рядом с 20-мм пушками, смонтировали два дополнительных 13,2 пулемёта. Пилот получил защиту в виде бронеспинки и бронезаголовника. За кабиной пилота смонтировали дополнительный протектированный бензобак на 140 литров.
A6M5d-S — ночной истребитель, вооружённый одной 20-мм пушкой, установленной наклонно в задней части фюзеляжа (аналог немецкой «неправильной музыки»).

Идентичен A6M5c, но оснащался двигателем Nakajima Sakae 31a с системой впрыска водно-метаноловой смеси и протектированными крыльевыми баками.
A6M7

Идентичен A6M6. Двигатель Nakajima Sakae 31b, с двухступенчатым нагнетателем и без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Использовался для атак камикадзе.


Похожие материалы::


Категория: Истребители | Добавил: admin (11.03.2013) | Автор: Дамир E
Просмотров: 3084
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вторник
26.09.2017
21:07





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи посетившие сайт за текущий день

Категории раздела
Истребители [2]
Бомбардировщики [1]
Штурмовики [0]
Морские [3]
Транспортные [0]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 10
...
Поиск
Статистика