Вторник, 17.10.2017, 05:07
Приветствую Вас Гость



Главная » Статьи » Италия » Транспортные

Caproni Ca.309 “Ghibli”
В 1936 году командование авиацией в Ливии заказало многоцелевой самолёт, простой в обслуживании и пригодный к эксплуатации с неподготовленных аэродромов. Другими словами, требовалось спроектировать самолёт для использования в условиях ливийской пустыни. Спецификацию передали фирме Caproni, где конструкторская бригада под руководством Цезаря Палавичини взялась за это дело. Чтобы его ускорить, ВВС предложили в качестве основы взять серийный Са.308 "Borea”, неплохо зарекомендовавший себя ранее, но не выпускавшийся большими партиями. В принципе, новый самолёт, получивший обозначение Са.309, не сильно отличался от своего прототипа. Это был типичный моноплан того времени со смешанной конструкцией (металлический фюзеляж обшиваемый полотном и деревянное крыло) и неубираемым шасси в обтекателях. Пассажирская кабина могла вмещать 6 человек. Разумеется, предусмотрели и вооружение: в носовой и средней части фюзеляжа устанавливалось два 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT и один Lewis. Силовая установка состояла из двух рядных двигателей Alfa Romeo 115 (195 л.с.). Новый самолёт получил обозначение Са.309 "Ghibli”.

 

Проектирование Са.309 проходило в очень сжатые сроки и не дожидаясь его завершения правительство Ливии весной 1936 года распорядилось начать постройку 24 серийных самолётов 1-й серии (номера ММ.11208 – ММ.11231). Первый опытный образец был облётан лётчиком Этторе Венлем в августе 1936 г. Испытания, проходившие на аэродроме Понте Сент Пьетро, вполне оправдали надежды колониальной авиации и в конце года последовал второй заказ на строительство 24 самолётов 2-й серии (ММ.11264 – ММ.11287). Первую партию выпустили между августом и декабрем 1936 г., вторую сдали между январем и маем 1937 г.

В марте 1937 года два самолёта были проданы в частные руки. Один из них формально находился в ведении авиакомпании Ala Littoria, а второй (ММ.11288) стал личным самолётом герцога д`Аосты, который командовал Brigata Caccia. Этот Са.309 был куплен за 293.000 £ и базировался на а.Гориция.
В конце 1937 года появилась 3-я серия Са.309. Её заказчиком также выступило правительство Ливии, подписавшее контракт на поставку 30 самолётов (ММ.11370 – ММ.11399). Поставка состоялась между мартом и июлем 1938 г. В это же время Парагвай выразил желание купить три самолёта для нужд ВВС, но только два из них прибыли в сентябре 1939 г. Они получили военные номера 371 и 372 и регистрационные коды PK-TAL и РК-TAM. В 1940 году на конвейер была поставлена 4-я серия Са.309. Контрактом №4551 предусматривалась поставка 20 самолётов (ММ.11795 – ММ.11814) к декабрю текущего года. Тогда же лицензию на постройку Са.309 закупила Болгария. Лицензионная версия получила название КБ-6 "Папагал” и выпускалась на предприятии СФКБ с 1940 г. Согласно болгарским данным, самолёты оснащались немецкими двигателями Argus As.10 мощностью 240 л.с. и могли нести до 400 кг бомб в варианте лёгкого бомбардировщика. Всего построили 10 экземпляров, которые использовались в качестве транспортных самолётов до конца войны.

Фюзеляж нового "Капрони" получился несколько уже и длиннее, чем у Са.308. Последнее - из-за носовой кабины стрелка-бомбардира, имевшей боковые окна и остекление снизу. Са.309 вооружили тремя пулеметами. Два "Бреда-SAFAT" калибра 7,7 мм установили в корневых частях крыла, третий - "Льюис" - на турели в передней кабине. На каждый ствол приходилось по 500 патронов.

Самолет оснащался фотоаппаратурой, бомбодержателями или кассетой для 336 кг мелких бомб, а при случае мог взять на борт шесть пассажиров. Минимальный экипаж - пилот и радист-наблюдатель.

Прототип Са.309 облетали в конце августа 1936 г. Ему дали имя "Джибли" (ветер пустыни). Серийное производство на заводе в Понте Сан-Пьет-ро началось в октябре. Изготовили 243 машины девяти серий. Большинство "триста девятых" ушли в части, расквартированные в Ливии. Санитарный "Джибли", экземпляр с большим количеством иллюминаторов, летал с 1940 г. Служили легкие "Капрони" и в самой Италии.

В марте 1939-го пилоты Кроне и Фиораванти на Са.309 выиграли IV-e авиаралли через Сахару , что подтвердило хорошую репутацию машины.

Выпускались три основных варианта: колониальный разведчик-бомбардировщик с моторами Альфа Ромео 115-I (позднее Альфа Ромео 115-II), остекленной носовой частью, колесами в обтекателях, вооружением, экипаж 2 чел., серия VI - самолет непосредственной поддержки с усиленным вооружением; легкий транспортный самолет на б мест (экипаж - 2 чел.) с неостекленным носом, без вооружения; болгарский КБ-309 с моторами As 10С, без обтекателей шасси; легкий транспортный самолет без вооружения, экипаж 3 чел. и 6 пассажиров.

К 10 июня 1940 года, когда Италия вступила во вторую мировую войну, в фашистских ВВС имелось 93 двухмоторных "Капрони" различных модификаций. В то время опознавательным знаком итальянских военных самолетов были "фаши" (<фасции>) - три пучка из розг и топоров, орудий наказания, символизировавших власть в Древнем Риме.

Са.309 "Джибли", как и положено "колониальным", базировались в Ливии на аэродромах Эль-Адем, Куфра, Хон и Триполи-Меллаха. В строю семи эскадрилий 50-го смешанного авиаполка ("стормо" по-итальянски) находился 31 "Капрони". Кроме "триста девятых", полк располагал 24 Са.310 "Либеччио", поступившими на смену устаревшим одномоторным разведчикам "Бреда" Ва.65 в 12-ю группу (дивизион) на авиабазе Сорман.

Боевые задачи первого месяца войны - патрулирование и разведка, маршруты - Тунис, берег Средиземного моря. Уже вскоре "Капрони" участвовали в боях, нападали на английские опорные пункты и колонны в песках Сахары. 'Триста девятые" не годились в штурмовики. Поэтому Са.309 VI-й серии опробовали с установленной в носу 20-мм пушкой "Бреда", значительно перетяжелявшей самолет.

Как транспортные машины эксплуатировались до января 1943 г. в Северной Африке, позднее в самой Италии. Болгарские "папагалы" служили только как штабные и связные машины.

Производство в Болгарии прекратили в 1941 г., в Италии - в 1942 г. Итальянские ВВС к моменту капитуляции страны в сентябре 1943 г. потеряли почти все самолеты этого типа.
Категория: Транспортные | Добавил: admin (17.02.2014)
Просмотров: 707
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вторник
17.10.2017
05:07





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи посетившие сайт за текущий день

Категории раздела
Истребители [1]
Бомбардировщики [1]
Штурмовики [0]
Морские [0]
Транспортные [1]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 11
...
Поиск
Статистика