Вторник, 17.10.2017, 05:06
Приветствую Вас Гость



Главная » Статьи » Германия » Бомбардировщики

Junkers Ju 87
Junkers Ju 87 Эксперименты с бомбометанием с пикирования были начаты в Германии, как и в других авиационных державах, довольно рано. Правда, из-за ограничений Версальского договора работы эти выполнялись, как правило, в других странах, где немецкие фирмы имели свои филиалы. Так, уже в 1928 году шведским филиалом фирмы «Юнкерс» был разработан проект цельнометаллического двухместного пикирующего бомбардировщика К-47. После прихода Гитлера к власти в 1933 году фирма «Юнкерс» продолжила работу в этом направлении уже на своих заводах в городе Дессау, Германия. Так что когда Техническое управление министерства авиации объявило конкурс на лучший пикирующий бомбардировщик, у Юнкерса уже был спроектированный Германом Польманом бомбардировщик Ju-87, полностью отвечающий требованиям конкурса: цельнометаллический одномоторный моноплан с экипажем из двух человек, располагавшимся в закрытой кабине. Проекты других фирм были отклонены: самолет фирмы «Арадо» Аг-81 представлял собой биплан, фирма «Блом и Фосс» предложила одноместный бомбардировщик На-137, а основной конкурент Ju-87 бомбардировщик фирмы «Хейнкель» Не-118 развалился в полете, когда начальник Технического управления Эрнст Удет попытался лично продемонстрировать, как следует выполнять бомбометание с пикирования. Удету удалось спастись с помощью парашюта, но достаточно перспективный проект Не-118, имевшего скорость полет на 100 км/час больше, чем у Ju-87, спасти не могло уже ничто.

Как уже упоминалось выше, совершивший свой первый полет 17 сентября 1935 года Ju-87 представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан. Его дюралюминиевый фюзеляж овального сечения (полумонокок) состоял из верхней и нижней половин, которые соединялись заклепками при помощи уголковых профилей. В передней части фюзеляжа имелись силовые шпангоуты коробчатого сечения. Один из этих шпангоутов, расположенный между сиденьями экипажа, доходил до верха фонаря кабины и предохранял экипаж; при полном каботаже самолета. Обшивка фюзеляжа была выполнена из гладких дюралюминиевых листов, закрепленных с помощью заклепок с потайной головкой. Благодаря этому после грунтовки и покраски поверхность фюзеляжа была почти идеально гладкой и создавала минимальное аэродинамическое сопротивление.



Двухместная кабина пилота закрывалась прозрачным сдвижным фонарем. Сиденья пилота и стрелка-радиста располагались одно за другим, при этом сиденье стрелка-радиста было вращающимся. В полу кабины имелся люк для наблюдения вниз. Бомбометание производилось с помощью специального прицела Stuvi A2, который на последних модификациях был заменен универсальным прицелом Revic 12CI, который можно было использовать как для бомбометания с пикирования, так и для горизонтального бомбометания.

К началу лета 1938 года, когда производство Ju 87А окончательно прекратилось, люфтваффе успели получить 262 "Антона" обеих модификаций. Через год немцы вывели из боевого состава люфтваффе все летные экземпляры Ju 87А и передали их в учебные части. Немного машин перепало венгерским ВВС, а парочку прикупили японцы.


В ходе серийного производства совершенствовалось размещенное в кабине радиооборудование. Бортовая приемо-передающая радиостанция FuG Vila была заменена более совершенной FuG-16ZY. Устанавливалась также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25A.


Junkers Ju 87
На самолете было установлено крыло довольно редко используемого типа «обратная чайка». Выбор такого крыла был обусловлен стремлением конструкторов уменьшить до минимума высоту стоек неубирающегося в полете шасси и таким образом снизить их аэродинамическое сопротивление. Крыло состояло из трех частей. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем, к нему крепились отъемные части, имевшие в плане трапециевидную форму. Установленные на крыле щелевые подвесные элероны и закрылки типа Юнкерс обеспечивали хорошую маневренность и управляемость. Особенностью крыла, обусловленной способом боевого применения самолета, были аэродинамические тормоза, установленные под крылом на 30% хорды. Эти тормоза представляли собой щитки с узкой щелью посередине. При пикировании щитки поворачивались перпендикулярно потоку воздуха и существенно снижали скорость пикирования, способствуя таким образом улучшению точности бомбометания. Здесь надо отметить, что точность бомбометания Ju-87 была весьма высока — бомбы обычно укладывались в круг диаметром 30 м. Этого было вполне достаточно для уничтожения таких целей, как мосты, командные пункты, огневые точки и корабли. В связи с тем, что для бомбометания с пикирования использовались бомбы большого калибра (250, 500 или 1000 кг), они подвешивались под фюзеляжем на специальном устройстве, выводящем сбрасываемую бомбу из зоны вращения винта.


Самолет имел цельнометаллическое оперение. Регулируемый в полете стабилизатор прямоугольной формы крепился к фюзеляжу V-образным подкосом с каждой стороны. Механизм регулировки стабилизатора был соединен с приводом закрылков. Первоначально проектом предусматривалось двухкилевое оперение, однако после разрушения такого оперения в испытательном полете все последующие машины имели однокилевое оперение.

Неубирающееся в полете шасси выглядело старомодно уже во время летных испытаний первых образцов самолета. Конструкторы объясняли свой выбор нежеланием ослаблять крыло нишами для уборки шасси, однако развить высокую скорость полета с неубирающимися шасси Ju-87 естественно не мог, хотя амортизационные стойки и колеса закрывались съемными обтекателями. (За характерный силуэт шасси советские солдаты называли Ju-87 «Лапотником», хотя в Люфтваффе использовалось более благозвучное неофициальное название «Штука» — от Штурцкампффлюгцойг — пикирующий боевой самолет).

Силовая установка Ju-87 состояла из одного перевернутого V-образного двигателя жидкостного охлаждения. На первой серийной модификации стоял двигатель Юмо-210 мощностью 680 л.с, впоследствии использовались различные варианты двигателя Юмо-211, развивавшие мощность до 1500 л.с.

На самолете двигатель устанавливался на резиновых прокладках на легкосъемной подмоторной раме, которая в свою очередь пристыковывалась в четырех точках к переднему шпангоуту фюзеляжа, образующему противопожарную перегородку.

Расположенный под двигателем туннельный радиатор имел щитки для регулирования процесса охлаждения циркулирующей в двигателе жидкости. Баки для горючего размещались в центроплане, вблизи центра тяжести. Общая емкость этих баков составляла 500 л. Под консолями крыла можно было подвесить два дополнительных топливных бака емкостью по 300 л каждый. Благодаря этому дальность полета могла быть увеличена до 1400 км.

Стандартное вооружение Ju-87 в течение длительного времени состояло из двух 7,92-мм пулеметов MG-17 в консолях крыла и одного 7,92-мм пулемета MG-15 в задней части кабины. На некоторых модификациях крыльевые пулеметы были заменены 20-мм пушками MG-151/20 или подвесными 37-мм пушками БК-3,7, а оборонительный 7,92-мм пулемет был заменен спаркой пулеметов того же калибра.

Применение все более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 1800 кг. Обычно это была бомба большого калибра, подвешенная под фюзеляжем, и несколько бомб меньшего калибра под консолями крыла. Был разработан также вариант бомбардировщика-торпедоносца, вооруженного авиационной торпедой LTF-5W калибра 533 мм.

До окончания производства в 1944 году было выпущено 5709 самолетов Ju-87.

После успешного применения восьми Ju-87 в Испании самолеты этого типа широко использовались в войне Германии с Польшей (задействовано 348 самолетов, потеряно 30) и в разгроме англо-французских войск весной 1940 года. В условиях полного господства немецкой авиации в воздухе Ju-87 проявили себя как чрезвычайно эффективный инструмент войны, однако попытка привлечь соединения этих бомбардировщиков для уничтожения целей на территории Англии, прикрытой мощной системой ПВО, окончилась полным провалом. Практически не имевшие броневой защиты тихоходные пикировщики со слабым оборонительным вооружением стали легкой добычей английских «Спитфайров» и «Харрикейнов». Например, 16 сентября 1940 года было сбито 23 самолета 2-й штурмовой эскадры «Иммельман». Тремя днями позже из 16 поднявшихся в воздух Ju-87 77-й штурмовой эскадры было потеряно 12 самолетов и так далее

В результате высоких потерь уже через 6 дней после начала воздушной битвы за Англию соединения Ju-87 были выведены из боевых действий и встал вопрос о целесообразности дальнейшего использования этих самолетов. В этом смысле показательно, что делегация советских авиационных специалистов во главе с авиаконструктором А. С. Яковлевым, закупавшая в конце 1940 года в Германии образцы германской авиатехники, не проявила к Ju-87 никакого интереса, считая его безнадежно устаревшей машиной.

Однако впереди была операция «Барбаросса», для участия в которой Люфтваффе подготовило 273 Ju-87. И все повторилось снова: господство в воздухе немецкой авиации и безнаказанная бомбежка колонн советских войск и техники под аккомпанемент душераздирающего воя сирен, установленных в обтекателях шасси Ju-87. Лишь с лета 1943 года штурмовые эскадры начали перевооружаться истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками Fw-190, но производство Ju-87 продолжалось до 1944 года, а в боевых действиях они участвовали до конца войны.


Модификации: Юнкерc Ju 87В - "Берта".

Ju 87А-2 еще только начал сходить со сборочных линий, когда в недрах концерна "Юнкерc" родился новый двигатель Jumo 211 (на самом деле просто увеличенный Jumo 210). И хотя новичок был на 30 см длиннее и почти на 200 кг тяжелее предшественника, он давал больше мощности на 350 л.с. В конструкторском бюро Польмана решили, что пора начать работу над созданием следующей модификации пикировщика. Одновременно моторостроители получили задание бросить все силы на доработку Jumo 211. Уже в процессе производства новых самолетов мотор Jumo 211 Аа выдававший 1000 л.с. был заменен более мощным Jumo 211Da (1140 л.с.), имевшим непосредственный впрыск топлива.Используя фюзеляжи серийных "Антонов" выпустили несколько опытных самолетов, один из которых стал образцом для предсерийных Ju 87В-0. Конструкторы продолжили их доработку и, наконец, в октябре 1938 года из ворот завода "Везер" в Темпельгофе выкатилась первая серийная "Берта" — Ju 87В-1, машина, которая действительно была пригодна для боевых действий.


Внешний вид бомбардировщика заметно изменился. Носовая часть самолета из-за увеличившихся размеров двигателя стала длиннее. Два маслорадиатора объединили в один и поставили сверху двигателя. Гликолевый радиатор увеличили в размерах и закрыли полукольцевым обтекателем с большим подвижным клапаном на выходе. Воздухозаборник двигателя перенесли на правую сторону капота. Фюзеляж самолета также претерпел изменения. Появился новый фонарь кабины. Откидывающиеся части остекления заменили сдвижными. Увеличился киль, а здоровенные "штаны" обтекателей шасси с подкосами заменили на свободнонесущие "элегантные брюки".

Для облегчения пилотского труда самолет оснастили специальным полуавтоматом, помогающим вывести самолет из пикирования. Подлетая к цели, летчик выставлял на нем высоту сброса бомбы и начинал пикировать. В наушниках пилота звучал сигнал, который прекращался после достижения самолетом заданной высоты. В этот момент пилот должен был сбросить бомбу. Автомат сам переставлял триммеры руля высота и менял шаг винта, облегчая, таким образом, летчику выход из пике. Изменения пошли самолету на пользу: скорость выросла на 60 км/ч, улучшалась маневренность, управление стало проще. Расширилась номенклатура вооружения, так как более мощная силовая установка позволила поднимать 500-кг бомбу с полным экипажем на борту, а в качестве варианта самолет мог нести одну 250-кг бомбу на качалке и четыре 50-кг на держателях ETC 50/VIII под консолями крыла. Устаревший к этому времени прицел заменили новым Revi С-12, а на боковом стекле сдвижной части фонаря пилотской кабины нанесли схему углов пикирования. Радист получил новую линзовую установку для пулемета, с увеличенными углами обстрела. За спиной у пилота появилась мощная противокаиотажная рама, к которой крепилась одинарная мачта антенны, заменившая старую "рогатку". Трубку ПВД перенесли на правую половину крыла.

На Ju 87В-1 немецкие конструкторы применили нечто из арсенала психологической войны. На обтекателях стоек шасси были установлены сирены - "иерихонские трубы", приводившиеся в действие небольшими пропеллерами, которые вращались от набегавшего потока воздуха. Электропривод подключал сирены к генератору звука и в результате раздавался терзающий душу вой. Самолеты производили сразу на трех заводах и к концу производства этой модификации, общее количество выпущенных составило 803 экземпляра.

Легион "Кондор", Испания, 1937 - 1938 годы.

Учитывая нешуточную борьбу мнений относительно достоинств и недостатков нового самолета, и растущий выпуск Ju 87. было принято решение об испытаниях самолета в боевой обстановке. В начале зимы 1937 года в 1/StG 162 "Иммельман" (1-й авиагруппе 162-го гешвадера — иначе эскадры — пикирующих бомбардировщиков) срочно сформировали опытное звено (kette) из трех машин и отправили его в Испанию в состав легиона "Кондор". Уже в феврале 1938 года тройка Ju 87 А-1 ведомая лейтенантом Г.Хаасом вылетела на первое боевое задание — бомбежку моста под Теруэлем. Военная удача сопутствовала "Антонам" — вместе с войсками генерала Франко они прорывались к Средиземному морю, бомбили позиции республиканцев на реке Эбро и на Каталонском фронте, но потерь при этом не имели.


Ju 87B-2

Как известно, аппетит приходит во время еды, и осенью 1938 года на Пиренеи отправили очередную партию "юнкерсов". На этот раз пятерку новейших Ju 87В-1. Поспели они как раз во время, чтобы принять участие в разгроме Каталонского фронта. Помогая в этом нелегком деле франкистам, немцы регулярно и педантично бомбили Барселону. По некоторым сведениям, республиканцам удалось "завалить" одну "Берту".

Как бы там ни было, в Испании Ju 87 ничем особенно себя не проявили, машин было слишком мало, а их присутствие в стране немцы окружили плотной завесой секретности. Боевое применение новых самолетов еще только отрабатывалось. Кроме того, нам думается, что проявить себя "юнкерсам" мешала беспрерывная ротация летных кадров — новички постоянно сменяли ветеранов. Руководство люфтваффе старалось пропустить через "испанские жернова" как можно больше экипажей пикировщиков, чтобы те приобретали боевой опыт. Положение усугублялось еще и тем, что начальник штаба легиона "Кондор" полковник фон Рихтгофен (ярый приверженец штурмовой авиации) считал, что пикировщики Ju 87 лучше всего применять для действий в глубоком тылу противника, а на передовой — прекрасно управятся "Хеншели" Hs 123. Франкистам немецкие штурмовики тоже понравились больше и по окончании боевых действий четырнадцать Hs 123А были подарены испанцам и служили у них еще много лет. Что касается секретных Ju 87, то все они были тщательно запакованы и вывезены обратно в Германию.

В штабе легиона "Кондор" Ju 87 независимо от модификации получили бортовой код 29, далее шел опознавательный знак франкистских ВВС, а затем индивидуальный номер самолета. "Антоны" летали в раннем камуфляже люфтваффе, состоящим из "ломаных" пятен RLM 61/62/63, низ фюзеляжа - RLM 65. "Берты" были окрашены по новому стандарту — RLM 70/71/65. На обтекателях шасси красовались эмблемы в виде котелка с тростыо или популярного в Германии мультперсонажа свинки Иоланты.

Юнкерc Ju 87С - "Цезарь".

8 декабря 1938 года немецкие корабелы спустили на воду первый из двух заложенных на верфях авианосцев — "Граф Цеппелин". Вторым должен был стать "Петер Штрассер", названный так в честь погибшего командира соединения боевых дирижаблей времен Первой мировой войны. На авианосцах запланировали разместить по два отряда самолетов: пикировщики Ju 87 и истребители Bf 109Т.

На фирме "Юнкерc" немедленно начали разработку проекта палубного Ju 87С и вскоре (летом 1939 года) предсерийный "Цезарь" покинул завод в Темпельгофе. Модификация С-0 была создана на основе Ju 87В-1, который немного доработали. Самолет получил посадочный так и необходимый крепеж для запуска с катапульты, а также складывающиеся назад консоли крыла (делалось это вручную), размах которого был уменьшен до 13,19 м. Стойки шасси оснастили системой пироболтов, которые отстреливали шасси вместе с обтекателями в случае аварийной посадки на воду. Небольшая партия С-0 участвовала в польской кампании.Учитывая палубное базирование самолета и постоянные полеты над водной стихией, конструкторы разместили в консолях крыла надувные емкости, которые могли некоторое время поддерживать упавший самолет на плаву, давая время экипажу покинуть кабину и вытащить резиновую лодку из хвостового отсека. Там же находился и аварийный "НЗ". Если на машину устанавливали два дополнительных крыльевых топливных бака и пару подвесных, то дальность ее полета увеличивалась до 1100 км. Все самоле ты версии "С" снабдили особым устройством, позволяющим экстренно сливать топливо в течение одной минуты.

В мае 1940 года планировалось запустить в серию модификацию С-1 на базе Ju 87В-2, ее даже начали строить, но в связи с остановкой завершающих работ на авианосцах, заготовки самолетов быстро переделали обратно в исходную версию. Несколько самолетов Ju 87С-0 использовали в качестве своеобразных летающих лабораторий. На одном "Цезаре" под фюзеляжем установили 88-мм гладкоствольную пушку. Отдачу должны были компенсировать пороховые ускорители, причем пушка стреляла через плоскость винта. В фюзеляже сделали вырезы для ускорителей и боекомплекта. На испытаниях пороховые ускорители в момент выстрела не сработали, и сорванное с креплений орудие, через весь фюзеляж отбросило к хвостовому оперению. На этом эксперименты не закончились, сумрачный германский гений требовал немного драмы и мистики. В преддверии нападения на Польшу руководство люфтваффе решило лично убедиться в достоинствах пикировщиков "Юнкерса", поэтому срочно были организованы показательные полеты. Пасмурным утром 15 августа 1939 года на полигоне Нойхаммер пилоты новеньких Ju 87 В-1 должны были продемонстрировать свое летное мастерство.

Внешний вид бомбардировщика заметно изменился. Носовая часть самолета из-за увеличившихся размеров двигателя стала длиннее. Два маслорадиатора объединили в один и поставили сверху двигателя. Гликолевый радиатор увеличили в размерах и закрыли полукольцевым обтекателем с большим подвижным клапаном на выходе. Воздухозаборник двигателя перенесли на правую сторону капота. Фюзеляж самолета также претерпел изменения. Появился новый фонарь кабины. Откидывающиеся части остекления заменили сдвижными. Увеличился киль, а здоровенные "штаны" обтекателей шасси с подкосами заменили на свободнонесущие "элегантные брюки".

Для облегчения пилотского труда самолет оснастили специальным полуавтоматом, помогающим вывести самолет из пикирования. Подлетая к цели, летчик выставлял на нем высоту сброса бомбы и начинал пикировать. В наушниках пилота звучал сигнал, который прекращался после достижения самолетом заданной высоты. В этот момент пилот должен был сбросить бомбу. Автомат сам переставлял триммеры руля высота и менял шаг винта, облегчая, таким образом, летчику выход из пике. Изменения пошли самолету на пользу: скорость выросла на 60 км/ч, улучшалась маневренность, управление стало проще. Расширилась номенклатура вооружения, так как более мощная силовая установка позволила поднимать 500-кг бомбу с полным экипажем на борту, а в качестве варианта самолет мог нести одну 250-кг бомбу на качалке и четыре 50-кг на держателях ETC 50/VIII под консолями крыла. Устаревший к этому времени прицел заменили новым Revi С-12, а на боковом стекле сдвижной части фонаря пилотской кабины нанесли схему углов пикирования. Радист получил новую линзовую установку для пулемета, с увеличенными углами обстрела. За спиной у пилота появилась мощная противокаиотажная рама, к которой крепилась одинарная мачта антенны, заменившая старую "рогатку". Трубку ПВД перенесли на правую половину крыла.

На Ju 87В-1 немецкие конструкторы применили нечто из арсенала психологической войны. На обтекателях стоек шасси были установлены сирены - "иерихонские трубы", приводившиеся в действие небольшими пропеллерами, которые вращались от набегавшего потока воздуха. Электропривод подключал сирены к генератору звука и в результате раздавался терзающий душу вой. Самолеты производили сразу на трех заводах и к концу производства этой модификации, общее количество выпущенных составило 803 экземпляра.


Юнкерс Ju 87В-2

 В декабре 1939 года первую "Берту" на сборочной линии сменила новая модификация Ju 87В-2, на первый взгляд почти не отличавшаяся от первой. Тем не менее, появились небольшие отличия. Вместо металлического на самолет поставили новый деревянный воздушный винт с несколько более широкими лопастями. "Бороду" обтекателя радиатора у В-2 немного опустили вниз, а его выходную створку заменили системой жалюзи, так называемой "юбкой". Реактивные выхлопные патрубки, которые появились еще на последних сериях В-1, на "двойке" стали стандартными. Из мелких новаций следует отметить фотокинопулемет на левой половине крыла, установку обтекателей пулеметов MG 17 и применение лючка, закрывающего отверстие для ручного запуска мотора, до этого совершенно открытое. Наконец В-2 начали оснащать системой опознавания "свой — чужой".


Ju 87B-2

Мотор Jumo 211 Da был доработан, и его взлетная мощность составляла уже 1200 л.с. Поэтому понадобился увеличенный радиатор охлаждения и пришлось изменять его обтекатель.Учитывая возросшую тяговооруженность самолета, переделали подфюзеляжный бомбодержатель, теперь на него можно было подвешивать 1000-кг бомбу. Правда, стрелка-радиста в этом случае в полет не брали.


Для обеих модификаций "Берты" конструкторы разработали так называемые "наборы заводской установки" (Umrust-Bausatze), позволяющие легко приспособить машины для новых задач. Набор U4 позволял установить на пикировщик лыжное шасси. Набор U3 включал установку дополнительного бронирования: бронеперегородку за креслом пилота, а также небольшую бронеплиту и бронестекло пулеметной точки для защиты радиста. При этом самолет получал обозначение Ju 87 B-2/U3. Тогда как приставка U2 означала, что на самолете новая система связи и.т.п.

Ju 87 trop

Существовала еще одна подмодификация "Берты" - тропический вариант, обозначавшийся приставкой "trop". В этом варианте самолет оснащали противопылевым фильтром воздухозаборника карбюратора и специальным комплектом для выживания (продовольствие, вода, ружье) в случае вынужденной посадки в пустыне. Именно этот тип "Берты" (вместе с базовой моделью) поставлялся итальянским "Реджиа Аэронаутика" (Королевским воздушным силам).
Выпуск всех вариантов Ju 87В-2 оценивается примерно в 827 экземпляров.

Юнкерс Ju 87R - "Рихард", он же "Рудольф"


Ju 87R-1

В связи с тем, что мотор у модификации Ju 87В-2 стад мощнее своих предшественников, соответственно вырос и расход топлива. Дальность действия "Берты-2" заметно уменьшилась. Вооруженный 500-кг бомбой пикировщик едва мог одолеть 590 километров. В преддверии боев на Севере и Средиземноморье этого было явно недостаточно.


Ju 87R-2

Конструкторы "Юнкерса" нашли выход из создавшегося положения, разработав специальную версию Ju 87R (Reichweite — "дальний"). Самолет являлся переделкой базовой модификации Ju 87В и выпускался одновременно с ней. Весной 1940 года сборочную линию покинула первая серия Ju 87R-1, которая отличалась от своего прототипа В-1 двумя дополнительными бензобаками емкостью 150 л в консолях крыла и двумя подвесными баками по 300 л каждый — под крылом. Бомбовую нагрузку ограничили одной 250-кг бомбой. Дальность самолета возросла и составила около 1400 км.

Новые самолеты сразу же отправили в Норвегию, где "Рудольфа" опробовали в боевой обстановке. Новичок понравился командованию люфтваффе, которое потребовало продолжить работы по усовершенствованию дальнего пикировщика.Конструкторы "Юнкерса" в Темпельгофе на этот раз решили выпускать модификацию R-2, созданную на основе Ju 87В-2. Несмотря на возросший (на тонну) взлетный вес и прожорливый Jumo 211, новый "Юнкерc" с 250-кг бомбой спокойно преодолел расстояние в 1200 км. В дальнейшем выпустили еще несколько экземпляров дальней "Штуки" в версиях R-3 и R-4, отличавшихся составом оборудования.

Поначалу боевое применение новых самолетов происходило под особой опекой гитлеровской контрразведки. В кино их не показывали, на фотографиях ретушеры замазывали подвесные баки, а военная цензура "потрошила" письма авиаторов и статьи в средствах массовой информации. В целом Ju 87R неплохо зарекомендовал себя как самолет "дальнобойщик", но недостаточная бомбовая нагрузка не позволяла подвешивать на пикировщик более мощное вооружение типа 500-кг бомбы или авиационной торпеды. Отсюда и незначительные объемы выпуска — всего около 150 экземпляров.

Юнкерс Ju 87D - "Дора"

Весной 1940 года на фирме "Юнкерc" начались работы по созданию новой версии пикировщика, которая вскоре получила обозначение Ju 87D. Первый полет прототипа планировали совершить в середине зимы, но тут случилось невозможное — Герман Польман покинул фирму "Юнкерc" и перешел на работу в фирму "Блом и Фосс". Это событие снизило темпы работ, тем более что от разрабатываемого под новую Модификацию двигателя Jumo 211F все никак не удавалось добиться приемлемых характеристик. Программу спас мотор Jumo 211 J-1. Для увеличения мощности новое "сердце" Ju 87 оснастили улучшенным центробежным нагнетателем. Кроме того, поставили промежуточный радиатор, полностью переделали управление газом и впрыском топлива, применили еще целый ряд усовершенствований. В результате двигатель развивал на взлете почти 1400 л.с.

Второй задачей, стоящей перед инженерами "Юнкерса", стало максимальное улучшение аэродинамики самолета. Для этого маслорадиатор перенесли под двигатель, на место гликолевого, а последний, разделив на две части, поместили под обеими половинами крыла, прикрыв снизу бронеплитами. Топливная система включала четыре бака, как у модификации R, причем все баки протектировались резиновой губкой, которая разбухая успешно затягивала пробоины даже от 12-мм пуль. Радиополукомпас перенесли с нижней части фюзеляжа наверх, поставили сразу за фонарем кабины и закрыли прозрачной панелью из оргстекла. Самому фонарю кабины постарались придать более каплевидную форму. Телескопические обтекатели стоек шасси заменили кожаными манжетами, а сами обтекатели сделали немного меньше и проще по форме. Двойные подкосы, поддерживающие хвостовое оперение поместили в алюминиевые кожухи-обтекатели.


Ju 87D-3

Защиту экипажа усилили насколько возможно бронеплитами толщиной 4-10 мм. Пулеметы на крыле оставили прежними, а вот радиста вооружили спаренным MG 81Z калибра 7,92 мм. При этом блистерную установку изготавливали из 50-мм бронестекла, такое же использовалось в качестве лобового стекла для защиты летчика.
Наступательное вооружение Ju 87 также усилили, подфюзеляжный бомбодержатель переделали под более тяжелые бомбы вплоть до 1800 кг. Правда, в боевой обстановке "Штукам" ни разу не пришлось летать с такой нагрузкой, обычно на самолет подвешивали бомбы массой 250 или 500 кг под фюзеляж и четыре 50-кг под крылом. Реже подвешивали одну 1000-кг фугасную бомбу SC 1000 или бронебойную бомбу типа PC весом в 1400 кг. Поскольку в отличие от предыдущих версий "Доре" приходилось все чаще выступать в непривычной роли штурмовика, инженеры-вооруженцы подготовили для нее спецконтейнеры: WB 81 с шестью 7,92-мм пулеметами MG 81 или WB 20 с двумя 20-мм пушками MG FF. В результате всех этих стараний появился Ju 87D-1 - последний пикирующий бомбардировщик этого типа. Всего было выпущено 592 экземпляра версии D-1.
Первые серийные самолеты новой модификации покинули заводские цеха в конце лета 1941 года. Для люфтваффе это была самая горячая пора - война с Советским Союзом шла полным ходом, и фронт непрерывно требовал пополнений.В частях пикировщиков на Восточном фронте и на Средиземноморье "Дора" появилась практически одновременно — в феврале 1942 года. Стремительно стареющий Ju 87 как бы предпринимал последнюю попытку показать себя с лучшей стороны.Чтобы доставлять по воздуху подкрепления для Африканского корпуса разработали и выпустили в небольшом количестве модификацию Ju 87D-2. которая предназначалась для буксировки планеров. Эту "Дору" отличала усиленная хвостовая часть и специальное устройство для крепления буксировочного троса.

Самый массовый вариант Ju 87D-3 появился вследствие того, что от идеи применения Ju 87 как пикировщика отказались в пользу самолета-штурмовика. Изменение военной обстановки на восточном фронте в России снизило эффективность пикирующей "Штуки" над полем боя. Слабо защищенному тихоходу все чаще крепко доставалось от советских истребителей. А тут еще в Красной армии стало увеличиваться число зенитных орудий. Но главное — то, что против массированных наступательных прорывов советских войск более эффективной становилась тактика пологого штурмового пикирования с малых высот. Но здесь "Штуки" поджидала новая напасть — пехота противника встречала атакующие самолеты стеной огня из всех видов стрелкового оружия."Дора-3" пошла в серию в конце 1942 года. На самолете забронировали кабину экипажа, двигатель, радиаторы. Для этих целей не пожалели дефицитную хромоникелевую сталь. Сирены, как вещи в новых условиях бесполезные, сняли, но ненужные штурмовику воздушные тормоза почему-то оставили. На крыльях резиновую дорожку "противоскольжения" заменили гофрированной металлической полосой.


Ju 87D-5

В качестве основного вооружения на D-3 использовали контейнеры, наполненные 92 осколочными бомбами SD 2 весом по 2 кг каждая. Всего выпустили 1559 экземпляров Ju 87D-3 и почти все они отправились на Восточный фронт. Некоторое количество D-1 и D-3 попробовали было переделать в торпедоносец Ju 87D-4. но летные данные ухудшились настолько, что всем машинам вернули первоначальный облик. Поскольку с фронта продолжали поступать жалобы на недовооруженность "Штуки" (попутно выяснилось, что увеличение веса используемых бомб привело к угрожающему росту нагрузки на крыло), конструкторам пришлось срочно разработать новую модификацию, которой стал Ju 87D-5. От предыдущей версии новый самолет отличался увеличенным размахом крыла (14,98 м) и новым набором вооружения. В крыле теперь устанавливались две 20-мм пушки MG 151. Воздушные тормоза по-прежнему еще ставили какое-то время, затем от них отказались уже навсегда. Последняя массовая модификация "Доры" производилась до июля 1944 года. Всего до запрещения Гитлером строительства бомбардировщиков успели изготовить 771

К середине 1943 года подразделения пикировщиков на восточном фронте были очень основательно "пощипаны" советскими истребителями. Каждый дневной вылет представлял непосредственную угрозу жизни экипажа. Потери все росли. Оставалось одно благодатное для полетов время суток — ночь. Для этих целей Министерство авиации приказало создать специальный завод но переделке серийных Ju 87D-3 в вариант D-7, a Ju 87D-5 в вариант D-8. "Ночные Штуки" оснащались более мощным форсированным двигателем Jumo 21 IP. развивавшим на взлете 1500 л.с. Выхлопные патрубки спрятали в длинные пламегасители. Дополнительно на самолетах модификации D-8 пушки получили конические насадки, чтобы вспышки выстрелов не слепили пилотов. Все выпущенные самолеты распределили по шести ночным штурмовым группам, а первый Ju 87D-7 появился на востоке в декабре 1943 года.

Юнкерс Ju 87G - "Густав"

Ju 87G — истребитель танков Вариант Ju 87 G (с начала 1943 года, на восточном фронте) получил новую жизнь как «охотник за танками» (Kanonenvogel — Птичка с пушкой). Вооружённый двумя 37 мм пушками BK 37, установленными в гондолах под крыльями (питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками), имел возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель, который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков. Что не подтверждается документами о потерях Советской Армии.


Ju 87G-2



Похожие материалы::


Категория: Бомбардировщики | Добавил: admin (15.11.2011) | Автор: Дамир E W
Просмотров: 5410 | Теги: Ju 87, Штурмовик, германия, бомбардировщик
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вторник
17.10.2017
05:06





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи посетившие сайт за текущий день

Категории раздела
Истребители [4]
Бомбардировщики [6]
Штурмовики [1]
Морские [1]
Транспортные [2]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 11
...
Поиск
Статистика