Вторник, 17.10.2017, 05:06
Приветствую Вас Гость



Главная » Статьи » Франция » Истребители

MB.152 "Bloch"
MB.152

Работы над цельнометаллическим монопланом с убирающимся шасси и двухрядным звездообразным двигателем фирма «Bloch» вела исключительно за свой счет, в инициативном порядке. Конструкторское бюро возглавлял инженер Морис Руссель. Опытный образец истребителя, обозначенного MB. 150, был построен на заводе фирмы в Курбевуае в середине 1936 года. Прототип "Bloch" 150-01, положивший начало производства одноместных французских истребителей, едва ли мог похвастаться удачным началом своей "карьеры" - дважды, в июне и в августе, он не мог оторваться от земли во время испытательных полетов. После значительных доработок и замены двигателя на более мощный, "Гном-Роне", 29 сентября 1937 г. полет состоялся. Цель последовавших затем изменений - подготовить самолет к производству. Он был заказан под индексом "Bloch"-151. Однако вместо более чем двухсот истребителей, предназначенных для французских ВВС, 1 апреля 1939 г. поставлен был только один. Невысокие летные качества вкупе с перегревом двигателя и плохой работой контрольных приборов привели самолет, после некоторых переделок, к переквалификации в учебную машину. Построено было только 140 самолетов. В апреле 1938 г. был подписан контракт на еще три модели, которые появились под номерами 152, 153, 154. Стадии промышленного производства достиг только 152. "Bloch" 152-01, существенно отличавшийся от своего предшественника, имел двигатель "Гном-Роне" и впервые поднялся в воздух 15 декабря 1938 г. Выпуском этого самолета занимались заводы SNCA du Sud Ouest, поглотившие к тому времени компанию Марселя Blochа. Первые заказы на "Bloch" 152 поступили на 288 самолетов, но к началу войны укомплектована была только одна эскадрилия, причем её самолеты были не готовы к боевым действиям. К январю 1940 г. французские ВВС имели более сотни "Bloch" 152, которые могли летать, и вдвое больше самолетов, которые летать не могли, так как у них не было пропеллеров. В целом на вооружение поступило 482 самолета, но к концу июля 1940 г. из них осталось только две трети. Многие уцелевшие самолеты использовались ВВС правительства Виши, 20 были переданы немцами Румынии. Почти в то же время Королевские ВВС Греции получили из Франции 9 самолетов "Bloch" 152 (из 25 заказанных).

Фирма SNCASO не ограничилась только выпуском MB. 152, и незадолго до начала войны конструкторское бюро Марселя Bloch разработало еще несколько вариантов истребителя «Bloch». Среди них были самолеты, оснащенные американскими силовыми установками. С октября 1938 года велись работы над MB. 153 с мотором Пратт-Уитни R-1830-SC3G «Твин Уосп». Опытный образец MB. 153-01 совершил первый полет в апреле 1939 года, затем испытывался в СЕМА и был возвращен для внесения доработок в конструкцию. После повторных испытаний он был принят представителями ВВС и летал затем на юге Франции. Истребитель MB. 154 планировалось оборудовать двигателем Райт R-1820-G205A, но этот мотор поступил в страну уже тогда, когда в нем не было никакой надобности.

Лучшего результата инженеры добились простым совершенствованием Bloch МВ.152 с двигателем Гном-Рон 14N49 и воздушным винтом «Шавьер 371». Таким образом, возник MB. 155, разработанный под руководством ведущих конструкторов фирмы SNCASO Г. Фандо и Л. Серванти. Прототип MB. 155, впервые взлетевший 3 декабря 1939 года в Деоле, представлял собой простую переделку серийного МВ.152, на котором смонтировали гладкий капот большего диаметра, переместили маслорадиатор из-под левого крыла в обтекатель воздухозаборника карбюратора и ликвидировали подкосы горизонтального оперения. Для улучшения аэродинамической формы фюзеляжа между противопожарной перегородкой и седьмым шпангоутом установили накладные закругленные фальшборта. Немного позднее элероны самолета оборудовали триммерами, а воздушный винт «Шавьер» заменили винтом «Bloch». Из-за недостаточной прочности хвостового оперения пришлось вновь установить подкосы стабилизатора. Опытный образец MB. 155 испытывался до весны 1940 года и в целом показал удовлетворительные летные характеристики. По сравнению с МВ.152 он имел немного лучшую маневренность и на 25 км/ч превосходил своего предшественника по максимальной скорости. Серийное производство нового «Blochа» планировалось развернуть в Деоле, где происходила, главным образом, окончательная сборка самолетов из агрегатов, поставляемых предприятиями-субподрядчиками. Первый серийный MB. 155 был облетан 3 апреля 1940 года и отличался от прототипа немного расширенными, закругленными бортами фюзеляжа, благодаря чему появилась возможность увеличить емкость топливного бака с 427 до 480 л. Козырек фонаря кабины также приобрел закругленную форму, и внутри него предполагалось разместить плоское бронестекло «триплекс». Вооружение осталось прежним: две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета с магазинами барабанного типа. До середины июня со сборочных линий сошли три MB. 155, а к концу войны темпы производства возросли до трех машин в день. Серийный выпуск истребителей прекратился только тогда, когда немецкие войска были уже рядом. 18 июня два МВ.155 погибли под вражескими бомбами на аэродроме, а оставшиеся самолеты были эвакуированы на юг Франции.
 

MB.152

К 10-му января ВВС Франции получили 138 МB 151, 62 из которых были не готовы к полетам и 274 МB 152, 170 из которых с двигателем 14N 25 не имели винтов или имели временную им замену. Рaнее, в октябре, были приняты 82 МB 152 с серийными номерами, начинавшимися с N.301, оснащенные более мощными Gnome-Rhone 14N 49 и винтом Chauviere тип 371. Капот двигателя имел диаметр 850 мм, выхлопной коллектор, скопированный с Curtiss H.75, имел две отводные трубы внизу капота и маслорадиаторы с охлаждаемой площадью 8 кв.м.

В начале 1940 было решено остановить сборочные работы на 60-ти МB 152 (серийные N.436-496), которые не достигли 50% готовности. С номера N.501 МB 152 с мотором 14N 49 имели измененное хвостовое оперение, и Главный штаб французских ВВС отметил, что только эти машины были годны для войны, то есть пригодны для поставок, так как имели все необходимые переделки. Следующим изменением, начиная с машины N.641, был триммер руля поворота, регулируемый как на земле, так и в полете.

MB 155 быстро вытеснил MB 152 со сборочной линии в Шатеро и все заказы, связанные с серийными истpебителями, были соответственно пересмотрены.
 

MB.152

Первоначально предвоенный заказ включал 294 самолета - 140 Bloch 151 и 154 Bloch 152. Контракт N.2459/9 остался в силе для четырех МB 152, а контракт N.2453/9 был изменен и предусматривал поставку 303 МB 152. Окончательно закупки Bloch 152 и 155 составили:

200 МB 152 c двигателем Gnome-Rhone 14N 25, серийные N.9-300 88 МB 152 c двигателем Gnome-Rhone 14N 29, серийные N.301-341 4 МB 152 c двигателем Gnome-Rhone 14N 49, серийные N.497-500 196 МB 152 c двигателем Gnome-Rhone 14N 49, серийные N.501-696 3 предсерийных МB 155, переделанные из МB 152, с серийными N.16, 194 и 262

К 10.05.40 140 МB 151 и 363 МB 152 передали Arme de l'Air, 16 МB 151 Aeronavale и 7 были на пути в Грецию. Хотя 37 МB 151 и резерв из 10-ти машин все еще оставались на вооружении нескольких частей, они должны были быть возвращены на склад ЕAA 301, как только эти подразделения перевооружатся на МB 152. Имеющиеся 360 МB 152 включали 195 машин с двигателем 14N 25 и 165 с 14N 49. Среди последних только 80 с номерами от N.501 и больше, поставленные до 5-го марта, признавались Главным штабом авиации Франции боеготовыми. В результате нестандартные Bloch 152 остались в боевых частях, несмотря на их несоответствие требованиям.

Подразделения, оснащенные МB 152, имели 93 боеготовых самолета и 53 машины в резерве или временно небоеготовых. Дислокация этих частей была следующей:

ZOAN: GC II/8 в Кале-Марк GC I/1 в Шантилли-ле-Эгль и GC II/1 в Буэ - обе задействованы для обороны Парижского района GC II/10 в Руан-Бо и GC III/10 в Ле-Гавр-Оствилль - обе для обороны района Нижней Сены Четыре последние части входили в 21-ю GC. ZOAE: GC I/8 в Виллан-эн-Хей, входившая в состав GC 22 ZOAA: GC III/9 в Лион-Брон - для защиты районов Лион-Сен-Этье и Ле-Крезо

Незадолго до этого сформированная польская GC I/145 начала тренировки на нескольких Bloch 151, которые планировалось заменить Bloch 152.

В Гейере перед сменой устаревших D.510 на MB 152 также обучалась эскадрилья AС3 Aeronavale. GC II/9 была сформирована к 01.01.40 в Оран ла Сенья (Северная Африка) и прибыла в Мариньян в начале мая без своих MS 406. К 12-му мая на заводе SNCASO в Шатеро были собраны 30 МB 152. С 18-го на 19-е мая, после нескольких дней обучения, GC II/9 прибыла в Буэ для усиления GC II/1. Лишь несколько воздушных боев произошло между МB 152 и Luftwaffe до начала активной фазы боевых действий. За время "странной войны" зарегистрирован только один сбитый: 20-го апреля аспирант Аморо из GC II/9 сбил над Озоле уже поврежденный зенитным огнем Ju 88.

В этом выпуске невозможно полностью охватить историю всех подразделений, воевавших на МB 151 и 152. Потери и повреждения в первые дни блицкрига были очень тяжелы. К вечеру 17-го мая в пяти эскадрильях ZOAN считались боеготовыми МB 152: 13 из GC I/1, 10 из GC II/1, 14 из GC II/10 и 7 из GC I/8. Последняя часть прибыла в Шантилли 15-го мая из ZOAE.

В 7 утра 14-го мая 27 МB 152 из GC I/1, II/10 и GC III/10 были выделены для обеспечения воздушного прикрытия контратаки бронетанковой дивизии в районе Мобеж-Шарлеруа. Девять самолетов GC III/10 оказались слабым патрулем, сбив 2 Do 17 и 4 Bf 109 подтвержденно и 1 Bf 109 вероятно. При этом один пилот погиб, четверо было ранено, шесть МB 152 сбито и один поврежден. Пятнадцать машин из GC II/10 и шесть из GC III/10 патрулировали 17-го мая район Трелон-Чимей, когда 12 самолетов LeO 451 из 6-го бомбардировочного соединения атаковали вражеские колонны. Hазад вернулись только 4 бомбардировщика и 7 МB 152, потеряв трех пилотов убитыми и одного раненым. Это были самые тяжелые потери, так как противник потерял всего по одному Bf 109 и Bf 110 наверняка и один Bf 110 вероятно.

Около полудня 3-го июня почти все авиабазы ВВС Франции вокруг Парижа были атакованы примерно тремястами бомбардировщиками Luftflotte 2 и 3 (операция "Тапир") под прикрытием многочисленных Bf 109 и Bf 110. Среди подразделений, защищавших район Парижа, МB 152 были в трех с половиной: GC I/1 в Шантилли, усиленная 9-ю самолетами GC II/1 в Бретань-сюль-Орж и GC I/8 в Клай-Сюлли. Тактика их действий была устаревшей - истребители вступали в бой прямо со взлета. Девять MB 152 были уничтожены и три повреждены, шесть пилотов убиты и трое ранены. Четыре вражеских машины (2 Bf 109, 1 He 111 и 1 Do 17) были сбиты и 4 повреждены.

Помимо трех МB 151, поставленных Aeronavale, между 10-м и 31 мая в боевых частях ВВС Франции насчитывалось 108 МB 152. В первые 6 дней июня они были пополнены 84-мя МB 152. К 11-му июня на складе EAA 301 осталось только 25 боеспособных машин. Этого было недостатачно, чтобы компенсировать тяжелые потери и переворужить GC II/9 и II/6.

В ходе кампании было создано несколько дополнительмых подразделений, использовавших МB 151 и 152. К концу мая отдельные истребительные звенья, в основном из польских пилотов, включали 6 МB 152 в Шатеро, 6 МB 152 в Анжере, 9 МB 151 в Руре, 3 МB 151 в Aворде и 5 Bloch 152 в Бордо. Командир подобной части майор Этелен, известный летчик I Мировой войны, имевший 22 победы, одержал свою 23-ю победу, сбив 26-го июня один из шести Hе 111, бомбивших завод. GC I/55, сформированная в Этампе, зафиксировала как минимум две победы.

GC II/8 имевшая МB 152, находилась совместно с pазведывательной авиагpуппой GR I/14 (Potez 63.11) на территории Англии. Тринадцать МB 152, cевшие 30-го мая в Лимпне, вместе с английскими Hurricane эскортировали Potez 63.11 или пикировщики Aeronavale в район Дюнкерка. Они возвратились в Дювиль 4-го июня.

После обучения в Лион-Брон 31 польский пилот был направлен на пополнение частей, оснащенных Bloch 152. Тринадцатого июня было решено заменить на МB 152 неудовлетворительные Caudron-Renault 714, которыми была вооружена польская GC I/145. Для этого 12 пилотов GC I/145 прибыли в Винот около Шатеро, а 16 других были переданы в GC I/8 и I/1. Четырьмя днями позже все польские летчики были отчислены из Arme de l'Air и 15-го июня отправлены в Англию.

Эскадрильи Aeronavale AC1 и AC2, вернувшиеся в Шербур после трехнедельных боев, особенно нуждались в переформировании, так как потеряли 8 своих Potez 631. Шесть МB 152 вместе с оставшимися Р.631 должны были быть заменены на Dewoitine D.520. Сформированное из AC2 под командованием капитан-лейтенанта де Левис-Мирепуи в Марелус-сюр-Мер звено постоянного базирования потеряло невернувшийся из разведки Bloch 151.

В бою 15-го июня над Тейром между МB 151 из AC3 и итальянскими самолетами прославился адьютант Ле Глоан из GC III/6. Два МB 151 были сбиты и три повреждены. Один-единственный Fiat C.R.42 был таранен морским летчиком и упал, не достигнув границы.

Интересно отметить, что среди двухсот французских летчиков, добившихся четырех и более побед в ходе кампании, только 14 летали на МB 152. Наиболее удачливыми из них были су-лейтенант Толлон с восемью (7+1) сбитыми, сержант Телле из GC I/1 (7+1) и капитан Куто из GC I/1 (6+2).

Когда Французская кампания подошла к концу, 9 эскадрилий, вооpуженных MB 152, отступили на юг, избежав плена: GC I/1 в Aжен, GC II/1 в Валенсоль (19 МB 152), GC II/6 в Aвиньон-Пужан (14 МB 152 и 10 D.520), GC I/8, II/9 и III/10 в Тулуза-Франказаль, GC III/9 в Ле Лу, GC II/10 в Тулуза-Бланак (среди них был МB 155 полковника Ронзета).

Исключая 4 МB 151, которые с AC2 отступили в Бон-виа-Корсика, самолеты Bloch не пересекали Средиземного моря, так как имели малую дальность полета. С 29.01.41 пять МB 151 и 152 находились в Aнглии, но вряд ли они использовались в ВВС Сражающейся Франции.

Из 632 машин, принятых ВВС Франции, включая некоторое число после Перемирия (всего 140 МB 151, 482 МB 152, 1 МB 153 и 9 МB 155), к концу июня 1940 осталось всего 320. Среди них - 51 МB 151, 255 МB 152, 1 МB 153 и 9 МB 155. Около 270 истребителей Bloch в течении шести недель были потеряны в боях или оставлены врагу.

GC II/6, II/10, III/10 и AC3 были расформированы в августе 1940 года. Новым ВВС Перемирия было разрешено оставить на неоккупированной территории шесть эскадрилий, по 24 боевых МB 152 (или 155) в каждой.
ПВО неоккупированной зоны была возложена на сектор ПВО, в который на 13.08.40 входили:

подсектор Юго-Восток - Groupement de Chasse 22 (истребительное соединение 22) включавшее GC I/1 в Ле Лу, GC II/8 в Мариньяне, GC III/9 в Салон-де-Прованс; подсектор Юго-Запад - Groupement de Chasse 23 (истребительное соединение 23) с GC I/8, реорганизованной в Монтпелье, и ночными истpебительными эскадpильями ECN I/13 и 3/13 в Hим-Гарон.

GC I/1 в Лион-Брон и GC II/9 в Олнат держались в резерве как части на уровне воссозданых районов ПВО.

Переобозначенная после прибытия в Тунис-Сиди-Aхмед в 2AC, бывшая эскадрилья Aeronavale AC2 в Оран-ла-Сенья была перевооружена в сентябре 1940 на Dewoitine D.520.

Завод в Шатеро, сперва захваченный немцами, затем был включен в неоккупированную зону. Производство МB 155 прекратилось 18-го июня, после чего из первых 10 самолетов восемь машин (N.701-708) были доставлены на юг перегонщиками, а две (N.709 и 710) были уничтожены на земле еще при немецких воздушных штурмовках. Согласно немецким требованиям, 19 машин, наиболее завершенных в сборке (N.711-729), затем были собраны и поставлены ВВС Перемирия; позже они все попали в 1-ю эскадрилью GC I/8, исключая персональный самолет (N.708 из первой серии) командира GC II/8.

В апреле 1941 Германская Комиссия по Перемирию согласилась с предложением об оснащении всех частей одномоторных истребителей единым стандартным типом - Dewoitine D.520.

Интересно отметить, что 95 MB 152 были тайно модифицированы зимой 1941/42 года, чтобы дать им возможность пересечь Средиземное море. Для этого устанавливался задний фюзеляжный топливный бак емкостью 70 л.

Первой частью, заменившей с 29.05 по 06.06.42 свои истpебители Bloch на D.520, была GC I/1. В середине июня за ней последовала GC III/9, а в конце месяца и GC II/1 сменила вооружение. Когда 27.11.42 ВВС Перемирия были окончательно расформированы, на вооружении имелось 6 МB 151 (20 машин также модифицировали под стандартный МВ 152) и 215 МB 152 и 155. Среди последних 27 были в GC I/8, 26 в GC II/8 и 25 в GC II/9. Около десятка МB 155 были в 1-й эскадрилье GC I/8, а десять других (N.701, 712-716, 724, 727-729) находились на хранении в частях. Из 173 захваченных Luftwaffe самолетов Bloch, 83 истребителя были боеготовыми. Об их возможном использовании ВВС стран Оси достоверной информации нет.

Из 25 Bloch 151, заказанных в 1939 году RHAF, только 9 были поставлены между концом апреля и Перемирием. Они поступили в 24-ю эскадрилью RHAF на аэродром Триассион-Элеусинос, под командование Aнагностопулоса. Эта часть действовала во время итальянского вторжения в Грецию 28.10.40. К сожалению, неизвестно об их действиях до 27.04.41, когда сопротивление в воздухе прекратилось.

Варианты окраски:

 

 MB.152   3 esc. GC II/1
 MB.152  GC II/9
 MB.152   3 esc. GC II/9
 MB.152 Люфтваффе
 MB.152 Люфтваффе
Категория: Истребители | Добавил: admin (19.07.2013) | Автор: Дамир E
Просмотров: 1294 | Теги: Франция, истребитель, MB.152
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вторник
17.10.2017
05:06





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи посетившие сайт за текущий день

Категории раздела
Истребители [3]
Бомбардировщики [0]
Штурмовики [0]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 11
...
Поиск
Статистика