Вторник, 26.09.2017, 20:56
Приветствую Вас Гость



Главная » 2016 » Февраль » 14 » Веллингтон
21:56
Веллингтон
Боевые операции "Веллингтонов" начались на второй день войны, когда 14 самолетов модификации I из 149-й эскадрилий (вместе с 15 "Бленхеймами" IV) отправили атаковать немецкие боевые корабли в Брюнсбюттеле. Налет оказался большой неудачей. Два "Веллингтона" были потеряны. Лучше вооруженные машины модификации IA были использованы в декабре 1939 года 9-й, 37-й, 38-й, 99-й, 114-й, 147-й и 149-й эскадрильями против немецких кораблей в Гельголанде и Вильгельмсгафене. В двух случаях из трех группы "Веллингтонов" понесли значительные потери. 14 декабря потеряли 12 самолетов из 99-й эскадрильи, а 18 декабря были сбиты 10 из 22 машин (из трех эскадрилий). Эти налеты продемонстрировали даже не столько то, что нужна лучшая защита сбоку и такие вещи, как протектирование бензобаков и броня для экипажа, а просто полную непригодность "Веллингтона" для предназначавшейся ему роли дневного бомбардировщика. Подобно "Хэмпдену", впредь его решили использовать только для ночных операций, не требовавших сопровождения истребителями. После испытаний на трех "Веллингтонах" III это оборудование стало стандартным для всех самолетов "Веллингтон" IС, II и более поздних модификаций. Предполагалось, что тип II сменит новый "Веллингтон" VII ("тип 430") с моторами "Мерлин" XX, но заказ на 150 таких машин отменили. "Веллингтон" II, который выделили для переделки в образец модификации VII, "Роллс-Ройс" фактически использовала как летающий стенд для доводки моторов "Мерлин"60. Подобно "Веллингтону" II, период перехода модели III от образца к серии тоже был довольно долгим. Поставки этих самолетов, в которых Бомбардировочное командование очень нуждалось до поступления четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков, начались лишь в 1941 году.

На опытном экземпляре, взлетевшем 19 мая 1939 году, стояли опытные двигатели "Геркулес"НЕISM с двухступенчатыми нагнетателями, вращавшие винты-автоматы "Де Хевилленд" диаметром 3,81 м. Эти двигатели не оправдали ожиданий, и на втором опытном самолете,переоборудованном из типа IС прямо на сборочной линии в начале 1941 году, поставили моторы "Геркулес" III по 1425 л.с. с пропеллерами "Ротол" диаметром 3,89 м. Эти двигатели компоновались в единую мотоустановку, что облегчало монтаж при сборке и в эксплуатации. К моменту запуска модификации III в серию (как "тип 417") применение в войне предыдущих моделей продемонстрировало ряд недостатков, и для повышения боевой эффективности нового "Веллингтона" III пришлось предпринять ряд мер. Усилили бронезащиту, запротектировали все бензобаки и поставили ножи для перерезания тросов аэростатов заграждения на передней кромке крыла. Продолжали заниматься и вооружением. Одно время хотели вновь ввести подфюзеляжную турель, на этот раз FN21A с малым лобовым сопротивлением. Но уменьшение бомбовой нагрузки на 91 кг, связанное с этим, оказалось неприемлемым для Бомбардировочного командования. Поэтому сохранили бортовые пулеметы в сочетании с кормовой турелью FN20A с четырьмя пулеметами (смонтированной на всех "Веллингтонах" III, кроме нескольких самых первых). "Веллингтоны" III обычно летали с длинными фюзеляжными окнами, затянутыми полотном. Но ближе к хвосту появились новые треугольные окна, в которых теперь находились гнезда бортовых пулеметов. Опыт показал, что "Веллингтон" является лучшим из трех бомбардировщиков, использовавшихся тогда для этих целей Бомбардировочным командованием. Он был быстроходнее чем "Уитли" и обладал большей дальностью при равной бомбовой нагрузке, чем "Хэмпден". Этот факт отразился в увеличении заказов промышленности в 1940 году и быстром росте числа вооруженных "Веллингтонами" эскадрилий в 1941 году. Бомбу весом 1814 кг впервые применили в боевых условиях в ночь на 1 апреля 1941 года, сбросив ее на Эмден.

К концу года 1 -ю группу (неудачно дебютировавшую на "Бэттлах" во Франции в 1940 г.) полностью переоснастили "Веллингтонами". В нее вошли девять боеспособных эскадрилий и одна в стадии освоения новой техники. В группе были четыре эскадрильи с личным составом из поляков (300-я, 301-я, 304-я и 305-я), две австралийских (458-я и 460-я) и четыре британских (103-я, 150-я, 12-я и 142-я). Освоившая "Веллингтоны" ранее 3-я группа насчитывала 10 боеспособных эскадрилий (9-ю, 40-ю, 57-ю, 75-ю новозеландскую, 99-ю, 101-ю,115-ю,214-ю, 218-ю и 311-ю чехословацкую) плюс одну перевооружающуюся (419-ю канадскую). 4-я группа включала две эскадрильи на "Веллингтонах" II (104-ю и 405-ю канадскую). На 23 февраля 1942 года (день, когда А.Харрис принял Бомбардировочное командование) в строю имелось 256 "Веллингтонов", 144 "Хэмпдена" и около 100 бомбардировщиков других типов. Таким образом, "Веллингтон" оказался на острие копья военной кампании, начатой Харрисом в конце марта 1942 года против промышленных центров и городов в западной и северо-западной части Германии. В первом налете "1000 бомбардировщиков" на Кельн из 1043 самолетов 599 были "Веллингтонами". За первые месяцы 1943 года в значительной мере оснастили "Веллингтонами" 6-ю группу, которую 1 января объявили канадским соединенением. Через несколько месяцев шесть из восьми эскадрилий канадских ВВС в этой группе летали на "Веллингтонах". Однако с 1943 года значение этих самолетов для Бомбардировочного командования начало быстро падать по мере того как "входили в силу" четырехмоторные тяжелые машины. На других театрах военных действий и в других областях применения бомбардировщик "Виккерс" продолжал играть свою важную роль. В Великобритании последний боевой вылет "Веллингтонов" имел место в октябре 1943 года. Однако, машины этого типа сохранялись в Бомбардировочном командовании до 1944 года, как часть состава 192-й эскадрильи особого назначения в 100-й группе. Специально оборудованные самолеты в 1941 году эксплуатировались 109-й эскадрильей в интересах радиоразведки ВВС.

В 1942 году из этой части выделились 1473-е звено особого назначения, занимавшееся электронной разведкой, и 1474-е звено особого назначения, специализировавшееся на постановке помех. В начале 1943 года эти два звена объединили в 192-ю эскадрилью. "Веллингтоны" III и X радиоразведки, имевшиеся в 192-й, несли экипаж из шести человек, включая оператора спецоборудования. Его место находилось в центральной части фюзеляжа вместе с дополнительными радиоприемниками, позволявшими подслушивать вражеские передачи. Обычно перехваченные сигналы занисывались (фонографом, использовавшим покрытый воском цилиндр) и одновременно подавались на осциллограф, с экрана которого снимались неподвижным фотоаппаратом "Эктра" или "Лейка". Таким образом, передачи не только прослушивались оператором, сразу определявшим степень их важности, но и сохранялись для последующего анализа. В бомбоотсеках "Веллингтонов" 192-й эскадрильи размещались дополнительные бензобаки, а бортовые пулеметы были сняты. Самолеты 1473-го звена оснащались для поиска и идентификации направленных радиосигналов немецкой системы навигации и бомбометания "вслепую" над территорией Великобритании. 109-я эскадрилья, оставив задачи радиоразведки, продолжала летать на "Веллингтонах" в качестве одной из первых авиачастей сил целеуказателей, созданных в августе 1942 года. Когда аналогичные задачи были поручены 156-й эскадрилье, она тоже была оснащена "Веллингтонами". Однако, в январе 1943 года их перевооружили "Ланкастерами" и, вследствие этого, вклад "Веллингтонов" в действия целеуказателей оказался сравнительно невелик.Самолеты собирались в Фоксуоррене, небольшом филиале в миле или двух от основного завода в Уэйбридже. Однако только один бомбардировщик закончили как "Веллингтон" V. Девять других самолетов бросили на ранних стадиях сборки. Впоследствии один из них превратили в высотный стенд для испытания двигателей - "тип 443". Неполадки с "Геркулесами" привели "Виккерс" и министерство авиации к решению обратиться к "Роллс-Ройс", где работы по высотной серии моторов "Мерлин" 60 шли быстрее. Один из недостроенных серийных "Веллингтонов" V оснастили парой "Мерлинов"60, обозначив его "Веллингтоном" VI ("тип 431"). Первый полет он совершил в конце 1941 года Гермокабина длиной 5,56 м и диаметром 1,65 м была похожа на сконструированную для модификации V, но учитывала опыт, полученный при ее испытаниях. В частности, приняли меры против запотевания купола и окон и усилили теплоизоляцию. Первоначальную идею держать кабину на малых высотах открытой отбросили. Для защиты сзади надеялись создать герметизированную турель FN70 с четырьмя пулеметами, но пока ее не существовало, на "Веллингтоне" VI использовали обычную турель FN20A. На большой высоте она стопорилась, а на меньших - прицеливалась и управлялась из кабины с помощью подфюзеляжного перископа. Одно время опытный образец "Веллингтона"VI летал с удлиненными на 1,83 консолями, но на серии это не было использовано. В дополнение к опытному экземпляру в счет заказа 1940 года собрали 19 самолетов с моторами "Мерлин"60 как "Веллингтон" VIA ("тип 442"). Тем временем заключили еще один контракт на 100 "Веллингтонов" VI.

Фактически закончили 44; из них девять были типа VIA, а остальные 35 - VIG ("тип 449"). Последняя буква означала, что на все самолеты данной модификации установлено секретное оборудование, которое нужно охранять все время, пока самолет стоит на земле. Это оборудование включало "Обоу" - систему бомбометания вслепую. Его установка (или планировавшаяся установка) на "Веллингтонах" VI демонстрировала интерес к использованию высотных бомбардировщиков как целеуказателей. Всего выпустили 64 "Веллингтона" VI. Только два из них применялись в боевой обстановке - 109-й эскадрильей особого назначения. Остальные использовались для тренировки экипажей в пользовании системой "Обоу". "Веллингтоны" Берегового командования. "Веллингтон" был не только бомбардировщиком. Наиболее важные функции за пределами этой сферы он выполнял в Береговом командовании. Как противолодочный патрульный самолет, он сыграл важную роль в "битве за Атлантику" начиная с 1941 года. Пять модификаций были созданы специально для Берегового командования. Однако первые разработки для выполнения специальных задач над морем относятся примерно к концу 1939 года. Нужно было средство для борьбы с магнитными минами. Одной из двух идей, предложенных совместно RAE и исследовательской лабораторией адмиралтейства, являлся проект оснащения самолета устройством, генерирующим магнитное поле такой силы, чтобы мина взорвалась после пролета над ней самолета на безопасной высоте и скорости. В ноябре 1939 года, за несколько недель "Виккерс" спроектировала конструкцию и установила на "Веллингтон"-IA кольцо диаметром 15,55 м, подвешенное под крыльями и фюзеляжем и содержащее алюминиевую электромагнитную катушку. Катушка запитывалась от генератора "Модели" (35 кВт), который вращал вспомогательный мотор Форд V-8. Первый полет с подвешенным кольцом произошел 21 декабря 1939 году в Боскомб-Даун. За этим последовали три подобные переделки "Веллингтонов" IA, обозначенные DWI I ("тип 418"); они поступили в части к февралю 1940 года. Обозначение расшифровывается как Directional Wireless Installation ("направленная радиоустановка") - явно маскирующее название. Для того, чтобы усилить действие катушки, применили авиамотор "Джипси Сикс" в сочетании с генератором в 95 кВт. 11 "Веллингтонов" I, изъятых из бомбардировочных частей, переделали в DWI II ("тип 419") с кольцом диаметром 14,63 м. Переделку осуществляла фирма "Ролласонс" в Кройдоне. Поле службы в Великобритании несколько этих "Веллингтонов" перевели на Ближний Восток.

Они тралили Суэцкий канал и порты Средиземноморья. В 1-й авиачасти в 1941-42 годах они были дополнены несколькими переделками, сделанными на Ближнем Востоке с использованием узлов, привезенных из Великобритании. Следующей моделью "Веллингтона" для Берегового командования стала DWI III, но это название лишь обман, скрывающий машину, не имеющую никакого отношения к тральщикам. На ней устанавливался мощный прожектор, освещавший цели на поверхности моря. Появление радиолокаторов ASV дало возможность искать вражеские корабли в море ночью, но радар не давал достаточной точности, чтобы атаковать цель "всепую". Прожектор казался вполне логичным дополнением к РЛС. Эту идею активно продвигал скуадрон-лидер Ли, офицер из штаба Берегового командования. Поскольку прожектору требовалась значительно большая электрическая мощность, чем та, что обычно вырабатывали генераторы бомбардировщика, то DWI с его дополнительной энергоустановкой являлся подходящей базой. В феврале 1941 года. началась переделка одного DWI I под PJIC ASV и прожектор Ли (как "тип 428"). Прожектор монтировался в приспособленной для этого подфюзеляжной турели FN25A. Радиолокатор ASV Mk II требовал установки рядов антенн над фюзеляжем и по его бортам, а также антенн под крыльями. Примерно через два месяца после начала испытаний прожектора Ли, на "Веллингтоне" IС была осуществлена альтернативная установка устройства, созданного скуадрон-лидером Хелмоуром, разработавшим также прожектор для ночных истребителей.

После сравнительных испытаний Береговое командование сочло лучшей систему Ли, хотя позднее в нее добавили элементы системы питания от устройства Хелмоура. Первой специальной противолодочной модификацией, разработанной для Берегового командования, стал "Веллингтон" VIII. В нем использовался планер типа IС. В носовой и кормовой турелях стояли по два пулемета. С двумя глубинными бомбами по 191 кг самолет имел взлетный вес 13608 кг. Всего выпустили 394 "Веллингтона" VIII ("тип 429"). Они были нескольких отличавшихся друг от друга разновидностей. 58 машин несли прожектор Ли во втягивающейся подфюзеляжной установке , а носовую турель у них заменили местом для оператора прожектора, закрытым прозрачным фонарем, похожим на старую стрелковую точку "Веллингтона" I. На других "Веллингтонах" VIII прожектора не ставили, а носовую турель сохранили. Все они, кроме первых 65, позднее были модифицированы под подвеску торпед в бомбоотсеке. Многие из них получили тропическое оборудование для операций на Ближнем Востоке. Начиная с 1942 года 11 эскадрилий в Великобритании получили "Веллингтоны" VIII или более поздние модификации, а несколько других эскадрилий Берегового командования летали на них на Ближнем и Дальнем Востоке до самого конца войны. В 1942 году на несколько месяцев в Береговое командование перевели две эскадрильи из 3-й группы - 304-ю и 311-ю с польскими экипажами, обе на самолетах бомбардировочных модификаций. Первой эскадрильей, оснащенной "Веллингтонами" VIII с прожекторами Ли, стала 172-я. Эта же часть одержала первую победу с применением прожектора, потопив субмарину U-502 6 июля 1942 года. В 1943 году Береговое командование получило новые модификации "Веллингтонов", базировавшиеся на типе X с моторами "Геркулес" VI или XVI и задней турелью с четырьмя пулеметами. "Веллингтон" GRXI ("тип 454") нес тот же радиолокатор ASV Mk.II, что и на модификации VIII, но использовался как дневной торпедоносец, поэтому не имел прожектора Ли. На машине этого типа опробовался и новый усовершенствованный сантиметровый радиолокатор ASV Mk.HI с чашеобразной антенной в обтекателе под носовой частью, заменившей массу антенн на фюзеляже и крыльях. GRXI с РЛС ASV Mk.HI должен был выпускаться как "тип 458".

В Уэйбридже построили 105 "Веллингтонов" XI и 75 в Блэкпуле. Тем временем появились моторы "Геркулес" XVII, развивавшие на малой высоте 1753 л.с., и поэтому более пригодные для Берегового командования. Их использовали на 844 "Веллингтонах" GRXIII ("тип 466"), которые во всех прочих отношениях были аналогичны типу XI с ASV Mk.II. 42 из них выпустили в Уэйбридже, а остальные - в Блэкпуле. Поскольку антенна РЛС ASV Mk.III, размещавшаяся под носовой частью самолета, мешала установке передней турели, было логично использовать это оборудование на машинах с прожектором Ли, предназначенных для ночного патрулирования. С моторами "Геркулес" VI или XVI такой вариант именовался "Веллингтон" GRXII ("тип 455"). В Уэйбридже их собрали 50 и в Честере восемь. После внедрения низковысотных моторов "Геркулес" XVII обозначение заменили на GRXIV ("тип 467"). В Уэйбридже изготовили 53 самолета этой модификации, в Блэкпуле - 250 и в Честере - 538. "Веллингтон" XIII стал также основой для другой специальной модификации. Весной 1944 года его приспособили на роль ночного тактического разведчика. Доработанные самолеты типа XIII использовались 69-й эскадрильей для обеспечения операций сухопутных войск во время высадки во Франции. РЛС сняли
Просмотров: 626 | Добавил: premtel | Теги: Веллингтон | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Вторник
26.09.2017
20:56





Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пользователи посетившие сайт за текущий день

Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 10
...
Календарь
«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Поиск
Статистика